Госкомпании вышли на новый этап борьбы за газ Сахалина. “Роснефть” пожаловалась в ФАС на “Газпром”, который отказывает ей в доступе к инфраструктуре для прокачки газа к будущему совместному с ExxonMobil СПГ-заводу. В госкомпании утверждают, что ее позицию поддерживает премьер Дмитрий Медведев. Но “Газпрому” и его партнеру Shell мощности трубопровода нужны для расширения собственного СПГ-завода на “Сахалине-2”. Источники уверены, что разрешать конфликт в конечном итоге придется президенту Владимиру Путину.
“Роснефть” подала жалобу в ФАС на “Газпром” из-за отказа в доступе к инфраструктуре для прокачки газа с “Сахалина-1”. Эту информацию подтвердил представитель “Роснефти” и глава профильного управления ФАС Дмитрий Махонин. По его словам, жалоба подана 16 апреля, дополнительные документы поступили накануне. У “Газпрома” “нет сведений о возбуждении ФАС дела по такой жалобе”. Речь идет о трубопроводе, который проходит с севера на юг Сахалина и обеспечивает доступ к перевалочным мощностям на острове.
Источники говорят, что “с точки зрения закона вопрос неоднозначен”, поскольку правила недискриминационного доступа применяются в отношении единой газотранспортной системы (ЕСГ) “Газпрома”. Но трубопровод на Сахалине не связан с ЕСГ и принадлежит не “Газпрому”, а Sakhalin Energy (у “Газпрома” – 50%, 27,5% – у Shell). По мнению собеседника, знакомого с ситуацией, по результатам предварительного юридического анализа “Роснефти” Sakhalin Energy может быть признан субъектом естественной монополии, а газопровод – частью региональной системы газоснабжения. Но источник в правительстве считает, что “этот подход еще нужно обосновать”.
В 2013 г. “Роснефть” договорилась с ExxonMobil о строительстве СПГ-завода на газе “Сахалина-1” мощностью 5 млн. т. “Газпром” и Shell, со своей стороны, планируют строить третью очередь СПГ-завода на “Сахалине-2” также на 5 млн. т. При этом “Роснефти” нужна труба для прокачки газа, а “Газпрому” нужно больше газа. Монополия не первый год пытается получить газ с “Сахалина-1”, который сейчас закачивается в пласт, но не могла договориться о цене. Теперь “Роснефть” имеет большие планы на рынке газа и не собирается продавать его “Газпрому”. Если нефтекомпании придется строить свою трубу, это серьезно ухудшит экономику сахалинских газовых проектов “Роснефти”.
Ситуация обсуждалась в середине апреля на встрече Владимира Путина с главой Shell Беном ван Берденом при участии президента “Роснефти” Игоря Сечина и руководителя “Газпрома” Алексея Миллера. Собеседники говорят, что монополия и Shell по-прежнему “отрицают возможность предоставления инфраструктуры для проекта “Роснефти”. В результате в конце апреля Игорь Сечин попросил поддержки у премьера Дмитрия Медведева, направив ему письмо. Источники, знакомые с ситуацией, утверждают, что премьер обещал помочь: “На документе стояла очень четкая формулировка. По сути, премьер давал повторное согласование на доступ к газопроводу и был удивлен, почему уже одобренная им в январе инициатива 5 месяцев не получала продолжения”. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова это не комментирует.
По мнению источников, в итоге разрешать конфликт придется “на самом высоком уровне”. “Все в целом понимают, что проект “Газпрома” более рентабелен, но для “Роснефти” это принципиальный вопрос, она будет сражаться до конца”, – говорит один из собеседников.
Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research считает, что властям придется сделать выбор в пользу одного проекта. Третью очередь “Сахалина-2” он считает более перспективной – у “Газпрома” уже есть инфраструктура и ресурсная база, добыча в 2013 г. составила 17,6 млрд. куб. м газа, есть еще Киринское и Южно-Киринское месторождения с запасами более 700 млрд. куб. м. На “Сахалине-1” было добыто в 2013 г. 10 млрд. куб. м газа, запасы оцениваются в 500 млрд. куб. м. (Rcc/Химия Украины и мира)