Рынок теплоизоляционных материалов (ТИМ), традиционно растущий в период активного строительного сезона, по итогам I квартала показал замедление темпов роста до 7-8%. Эксперты связывают это с сокращением темпов строительства в регионе.
В последние 3-5 лет рынок теплоизоляционных материалов растет на 12-15% в год, подсчитал аналитик “Инвесткафе” Игорь Арнаутов. По его словам, чуть быстрее растет сегмент каменной ваты – 15-20%. В 2013 г. рынок вырос примерно на 10-11%, по итогам года его объем составил 52 млн. куб. м, однако в 2014 г. произошло некоторое замедление роста из-за сокращения темпов строительства, в частности за I квартал 2014 г. рынок снизил темпы до 7-8%. Объем спроса на ТИМ в СЗФО составляет около 3-3,5 млн. куб. м в год. По оценкам эксперта, объем рынка теплоизоляционных материалов на Северо-Западе можно разделить на 3 составляющих: стекловата, продажи которой составляют около 2 млн. куб. м, каменная вата (продается примерно в таком же объеме) и экструдированный пенополистирол с объемом продаж около 1 млн. куб. м/год.
Елена Кузнецова, заместитель генерального директора по маркетингу корпорации “ТехноНИКОЛЬ”, отмечает, что рынок ТИМ на основе минеральной изоляции Санкт-Петербурга и Ленинградской области растет в целом быстрее, чем рынки других областей СЗФО: “Например, если динамика потребления в Архангельске или Калининграде менее 5%, то в Ленинградской области этот показатель может доходить до 9%. Это объясняется активным жилищным строительством и ростом сегмента DIY”.
По словам директора по строительству компании MirLand Development Corporation Льва Марголина, на протяжении нескольких лет наблюдается рост и расширение рынка ТИМ. “В Петербурге уверенный рост показывают теплоизоляционные материалы из каменной ваты и пенополистирола, – рассказывает Марголин. – Рост на рынке ТИМ обусловлен различными инициативами государства в области энергосбережения, ростом тарифов на ЖКХ и доходов населения. Оказывает влияние на этот рынок и развитие строительной области в целом, темпы застройки и ввода коммерческих и жилых объектов в эксплуатацию”.
Тимофей Милюков, специалист отдела маркетинга компании “ЭКОТЕРМИКС”, считает главным фактором роста этого рынка то, что все больше людей задумывается об экономии электроэнергии. Это вынужденная мера в условиях нынешней экономической ситуации в стране, уверен эксперт.
“Наибольшим спросом пользуется минераловатная теплоизоляция, а также экструдированный пенополистирол, – отмечает коммерческий директор “Пеноплэкс” Кирилл Иванов. – Минераловатные утеплители являются более традиционным материалом для нашей страны, поэтому их доля высока, хотя по своим характеристикам они значительно уступают более современным материалом. Тем не менее, доля экструдированного пенополистирола с каждым годом растет как в целом на российском рынке ТИМ, так и на рынке Петербурга в частности”.
Востребованность теплоизоляционных материалов на основе каменной ваты и стекловолокна Елена Кузнецова объясняет рядом их преимуществ: высокими теплосберегающими характеристиками, негорючестью, долговечностью и стабильностью физико-механических характеристик в течение 50 лет. По словам Тимофея Милюкова, все перечисленные ТИМ обладают хорошими теплоизоляционными характеристиками, а их использование позволяет существенно сократить счета за электроэнергию. Кирилл Иванов отмечает увеличение спроса на ТИМ: “Спада активности не было даже в период майских праздников. Если сравнивать с аналогичным периодом 2013 г., то объем продаж в I квартале 2014 г. вырос на 58%”.
Фактор сезонности определяет динамику цен на теплоизоляционные материалы. “Ближе к пику строительного сезона цены на ТИМ начинают расти. С учетом роста себестоимости производства, вызванного ростом курса валют, ростом цен на энергоносители, увеличение цен на ТИМ неизбежно на 5-10%”, – прогнозирует Кузнецова. Кирилл Иванов и Лев Марголин полагают, что резкого колебания цен на теплоизоляционные материалы ожидать не стоит – подрастут они, скорее всего, с учетом инфляции. (Строительный еженедельник/Химия Украины и мира)