АО “Каспий Битум” (Актауский битумный завод), которое было пущено в декабре 2013 г., спустя 8 месяцев достигло проектных показателей по переработке нефти и качеству продукции. Строительство завода было вызвано острой необходимостью в дорожном материале, который Казахстан, занимающий 9 место в мире по территории, потребляет порядка 600 тыс. т/год. “В последнее время в стране реализуется много транспортных проектов. Один из них – “Западная Европа – Западный Китай”. Потребление битума растет, поэтому завод был очень нужен”, – отметил заместитель гендиректора АО “Каспий Битум” по коммерческим вопросам Роллан Сарсенбек.
По расчетам экономистов, актауская площадка оказалась самой выгодной для реализации этого проекта, чему благоприятствовала близость месторождения Каражанбас, откуда предприятие получает сырую нефть по магистральному трубопроводу. Сейчас Актауский битумный завод – одно из самых успешных производств, введенных в рамках государственной программы ФИИР. В августе здесь вышли на производственную мощность и достигли стопроцентной суточной переработки. Кроме того, в сентябре провели фиксированный пробег и вышли на 110% от проектной мощности.
“На сегодня мы имеем возможность выпускать 400 тыс. т окисленного битума и 120 тыс. т модифицированного. Работы по модификации завершились в сентябре. Был проведен полный комплекс пусконаладочных работ”, – рассказал главный инженер АО “Каспий Битум” Арман Тохбаев.
С начала года битумный завод выпустил и реализовал 140 тыс. т продукции. В 2015 г. здесь планируют впервые в РК начать выпуск модифицированного битума с улучшенными характеристиками по морозостойкости, износостойкости, что в итоге увеличивает в 2,5 раза срок службы дорожного покрытия. “Так как у нас круглогодичный цикл производства битума, а зимой в Казахстане дорожно-строительные работы не ведутся, мы собираемся товар экспортировать. Сейчас разрабатываем направления. Ожидаем возрастания объемов работы. Ведь от состояния дорог зависит развитие всей экономики Казахстана, а в конечном счете – благополучие, качество жизни казахстанцев”, – отметил Арман Тохбаев.
На заводе с начала запуска начали использовать инновационные технологии. В первую очередь это касается линии, которая позволяет фасовать битум в одноразовую транспортную тару двух видов – Би-гБеги (1000 кг) и пластиковые мешки (40 кг). “Битум – это материал, требующий особых условий хранения. Он всегда должен быть в горячем виде, при температуре порядка 130 градусов. При этом и выше ее нельзя поднимать – это отрицательно влияет на качество. А фасовка в мешки позволяет более энергоэффективно подходить к хранению, плюс защищает потребителя от потери качества при транспортировке, перевалке и прочих операциях по доставке на площадку строительства”, – рассказал Роллан Сарсенбек.
До пуска производства весь персонал прошел обучение. Актауский битумный завод стал первым предприятием этой сферы в регионе, соответственно и специалистов такого профиля в области было мало. Для экономики региона такой завод – примечательное событие, потому что в целом экономика области все еще ориентирована на добычу сырья – нефти и газа. И строительство таких предприятий имеет огромное значение по увеличению доли перерабатывающей промышленности. (OilNews.kz/Химия Украины и мира)