Один из крупнейших мировых производителей хлоркалия (используется для удобрения в сельском хозяйстве) пермский «Уралкалий» намерен довести до 50% долю премиального сегмента в продуктовом портфеле. Для этого с 2016 г. по 2019 г. компания расширит мощности грануляции: заменит устаревшее оборудование и спроектирует новое отделение на фабрике рудоуправления “Соликамск-3”.
По словам директора по продажам и маркетингу «Уралкалия» Олега Петрова, для этого потребуются инвестиции в сотни миллионов долларов. В результате около половины от общего объема производства будет приходиться на гранулированный хлоркалий. Сейчас, по оценкам аналитиков, его доля – 30% (около 250 тыс. т в 2014 г.). «Уралкалий» в условиях сокращения мощностей и ограниченных возможностей по повышению цен на хлоркалий оптимизирует продажи, переориентируясь на более высокомаржинальные рынки. Наша задача – генерировать максимальную прибыль для акционеров, что в условиях ограниченных объемов означает оптимизацию продаж, – поясняет Олег Петров. – Это или повышение цен, или переход, насколько возможно, на более высокомаржинальные рынки. Мы были бы рады использовать любую хорошую конъюнктуру рынка для повышения цены. К сожалению, при текущей политике «Беларуськалия» это не представляется возможным». После ссоры «Уралкалия» и «Беларуськалия» последний, оставшись без налаженного канала сбыта, вынужден был перейти к наращиванию объемов продаж, что привело к снижению цен на ряде рынков и обвалу цен в Бразилии, США, Малайзии и Индонезии.
Грануляция замедляет растворение питательных элементов в почве и продлевает действие удобрений, поэтому гранулированный калий относится к премиальным продуктам и традиционно продается примерно на $15/т дороже других видов калийных удобрений. В 2014 г. продажи гранулированного хлоркалия обеспечили 33% экспортной выручки «Уралкалия».
Участники рынка отмечают, что в 2014 г. из-за всплеска спроса на рынках Бразилии и США, а также технических и логистических проблем у ряда производителей (Германия, Израиль и Канада) на рынке гранулята сложилась аномальная ситуация. На пике спроса разница между ценой на гранулированный и обычный продукт составляла $80-100/т.
Правда, возможности для расширения позиций в премиальном сегменте у «Уралкалия» невелики. Гранулят сегодня идет главным образом в Бразилию, США, Европу, страны Ближнего Востока и Африку. При этом поставлять его, например в Индию (один из крупнейших потребителей хлоркалия в мире) экономически неоправданно: цена калия в этой стране от физической формы (порошок или гранулят) не зависит, так как местные покупатели получают госсубсидию на покупку удобрений исключительно на основании содержания в них полезного вещества. (expert.ru/Химия Украины и мира)