Рост стоимости бензина на АЗС в течение года не вернет компаниям выпадающие доходы. Такое мнение озвучил директор по развитию бизнеса VYGON Consulting Антон Рубцов.
“К концу года “ползущий” рост цен на АЗС при прочих равных факторах компенсирует увеличение топливного акциза, но выпадающие доходы компаниям не вернутся, – отметил он. – Если в среднем за 2016 г. Urals будет на уровне $40/барр., мы оцениваем рост цен на бензин на АЗС в 9% по сравнению с 2015 г., при этом 80% прироста связано с увеличением акциза с 1 апреля 2016 г.”. Такой рост цен Антон Рубцов назвал вполне “здоровой” реакцией рынка на повышение акциза: “Если бы ВИНК удерживали цену на АЗС, используя возможность перераспределения доходности из розницы в опт, это привело бы к убыточности независимых заправщиков, что однозначно плохо для развития свободного конкурентного рынка”.
С 1 апреля в России второй раз за год выросли акцизы на бензин разных классов, дизельное топливо и средние дистилляты. В связи с тем, что конечная стоимость топлива на АЗС на 62% состоит из налоговых сборов, в том числе акцизов, ожидалось, что повторное повышение негативно отразится на стоимости, как самого топлива, так и товаров, услуг, где учитывается транспортный сбор. В феврале при рассмотрении в Госдуме инициативы по повышению акцизов Минфин прогнозировал 5%-ный рост топливных цен в рознице по итогам года. Эксперты Агентства нефтегазовой информации склонялись к 10%. Сегодня с учетом инфляции и ситуации в российской экономике негативный прогноз достигает 15%. Однако повышение не будет резким. “Акциз – это косвенный налог, который в полной мере должен быть переложен на потребителей. Одномоментно сделать это не получается из-за конкуренции разных сетей АЗС, особенно в условиях падающего спроса на бензин в России”, – отметил Антон Рубцов.
Как ранее сообщали аналитики VYGON Consulting, в 2015 г. потребление бензина в России составило 35,4 млн. т. Показатель снизился на 1,3% впервые за 15 лет. Такая динамика, по оценке аналитиков, не наблюдалась даже в кризис 2008-2009 гг. По прогнозам, в 2016-2017 гг. потребление моторного топлива продолжит сокращаться в среднем на 3,9% в год из-за отсутствия оптимистичных экономических ожиданий и падения продаж автомобилей. Из-за падения нефтяных котировок российские автомобилисты могли бы платить за литр бензина на 9,9 руб. меньше (-31,5%), чем в 2014 г. Но топливо подорожало в результате снижения экспортных пошлин и обесценивания российской валюты. (angi.ru/Химия Украины и мира)