Летом 2017 г. главный исполнительный директор “Роснефти” Игорь Сечин назвал нефтехимию новым стратегическим направлением для компании и поставил цель увеличить долю нефте- и газохимии в общем объеме ее нефтеперерабатывающих мощностей до 20%.
Одним из проектов в рамках новой стратегии может стать переориентация проектируемого Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) в Приморском крае на производство нефтехимической продукции более чем из 5 млн. т нафты и сокращение выпуска нефтепродуктов “более чем до 1 млн. т бензина Евро-5”, рассказали два чиновника, знакомые с текстом письма Сечина, которое он, как следует из их рассказа, написал президенту Владимиру Путину в феврале. “Ухудшение экономических показателей в связи с реализацией налогового маневра в нефтегазовой отрасли привело к снижению инвестиционной привлекательности нефтепереработки. В связи с этим “Роснефть” оптимизирует конфигурацию ВНХК с фокусом на производство нефтехимических продуктов”, – цитирует письмо один из собеседников.
Оба источника уточняют, что первая очередь проекта в его новой конфигурации будет нефтехимической. Это подтвердил представитель “Роснефти”: “Для повышения эффективности проекта принято решение первым пусковым комплексом ВНХК сделать блок нефтехимии, а нефтепереработку перевести во второй пусковой комплекс”. Но он отказался комментировать другие детали проекта, как и служебную переписку.
До последнего времени ВНХК, который “Роснефть” первоначально собиралась начать строить в 2009 году, был рассчитан на производство преимущественно нефтепродуктов. Предполагалось, что первая очередь завода будет перерабатывать 12 млн. т нефти в год для производства бензина и дизельного топлива (ее планировалось запустить в 2020 г.), далее должно было последовать производство 3,4 млн. т нефтехимической продукции, а с конца 2028 года – третья очередь еще на 12 млн. т переработки нефти и 3,4 млн. т нефтехимии. По оценке Сечина в 2016 году, инвестиции в этот проект должны были составить 1,5 трлн. руб.
Из 12 млн. т нефти можно произвести около 9 млн. т светлых нефтепродуктов (бензина и дизельного топлива класса Евро-5), подсчитал заведующий кафедрой технологий переработки нефти РГУ нефти и газа им. Губкина Владимир Капустин. Таким образом, производство нефтепродуктов, по крайней мере в первой очереди ВНХК, будет сокращено в девять раз.
Сейчас Россия ежегодно экспортирует более 20 млн. т нафты, а в случае реализации ВНХК четверть из них (5 млн. т) “может быть конвертирована в высокомаржинальные нефтехимические продукты”, говорится в письме Сечина, рассказал один из собеседников. Из 5 млн. т нафты можно произвести 1,6-1,9 млн. т этилена и 0,7-0,9 млн. т пропилена – это промежуточное сырье для производства полимеров, имеющих экспортный потенциал в Китае, отметил руководитель информационно-аналитического центра Rupec Андрей Костин. Председатель совета директоров группы Creon Energy Фарес Килькизье полагает, что ВНХК может конкурировать за покупателя с Амурским газохимическим комплексом “Сибура”, поскольку этот завод планирует выпускать полиэтилены и полипропилены в том числе для экспорта на китайский рынок. Но будущий комплекс “СИБУРа”, как ожидается, будет выпускать продукцию из этана, и это дешевле, чем из нафты, предупреждает он.
Гарантии для инвестора. Глава “Роснефти” попросил обеспечить “фискальную стабильность” ВНХК (неухудшение ситуации с налогами и экспортными пошлинами) на весь жизненный цикл проекта, говорят знакомые с текстом его обращения источники. Он также попросил поручить правительству принять решение о финансировании объектов внешней инфраструктуры завода (газопроводы и нефтепроводы, ЛЭП, железнодорожные пути и проч.) за счет бюджета, отметив, что из-за изменения конфигурации проекта снизятся инвестиции на его реализацию.
По словам собеседников, Путин поручил премьеру Дмитрию Медведеву рассмотреть и поддержать это предложение. Представитель премьера Наталья Тимакова перенаправила вопросы в Кремль, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на запрос не ответил.
Минэнерго получило соответствующее поручение от правительства и совместно с федеральными органами исполнительной власти, ответственными за решение вопроса финансирования строительства объектов внешней инфраструктуры ВНХК, ведет над ним работу вместе с “Роснефтью”, сообщил представитель ведомства. “Роснефть” должна в апреле предоставить финансовую модель проекта в его новой конфигурации для рассмотрения, но пока не сделала этого, уточнил источник в Минэнерго. Отсутствие финансового обоснования для получения средств на строительство инфраструктуры ВНХК подтвердил чиновник финансово-экономического блока правительства. Представитель “Роснефти” это не комментирует, как и пресс-службы Минфина и Минэкономразвития.
Завод с отсрочкой. Мероприятия по строительству внешней инфраструктуры ВНХК не были своевременно включены в государственные целевые программы, что оказало влияние на сроки реализации проекта, заявил представитель “Роснефти”, не уточнив новые сроки запуска завода. В новой конфигурации сроки ввода ВНХК, ввод первой очереди которого был запланирован на 2020 г. могут быть перенесены: предположительно, нефтехимическую очередь запустят в 2026 году, производство нефтепродуктов – в 2029 г., уточнил источник в одном из профильных ведомств. Параметры проекта пока предварительные, сказал другой чиновник правительства. “Когда его запустят, зависит от того, как быстро “Роснефть” сможет привлечь средства и партнера в проект: сроки еще не окончательные”, – заявил близкий к “Роснефти” собеседник.
Летом 2016 г. “Роснефть” объявила, что берет в партнеры по ВНХК китайскую ChemChina, которая должна была получить 40% (с ней было заключено соглашение об основных условиях сотрудничества по совместному развитию этого проекта). Но она отказалась участвовать в проекте в его прежней конфигурации, рассказал источник в профильном ведомстве и подтвердил близкий к “Роснефти” собеседник. Сейчас ведется поиск нового иностранного партнера и инвестора в нефтехимический проект и уже есть заинтересованные в этом компании, рассказал один из собеседников. Именно для привлечения нового партнера глава компании и попросил обеспечить стабильный налоговый режим, пояснил он.
Представитель “Роснефти” не стал комментировать выход ChemChina из соглашения. В пресс-службе китайской компании не ответили на запрос.
Справится без “Газпрома”. В связи с отсутствием у “Газпрома” свободных ресурсов природного газа на Дальнем Востоке “Роснефть” прорабатывает возможности обеспечения ВНХК газом из собственных источников, рассказал чиновник со ссылкой на февральское письмо Сечина. Из-за изменения конфигурации проекта потребность в газе может снизиться (в прежней модели она оценивалась в 2,3 млрд. куб. м в год к 2021-2022 гг.), рассказал близкий к компании источник.
Представители “Роснефти” и “Газпрома” от комментариев отказались. Ранее “Газпром”, несмотря на наличие поручения президента Владимира Путина, неоднократно заявлял, что готов оказать “Роснефти” только услуги по транспортировке газа, но не продавать собственный по внутренней цене. (Rcc/Химия Украины и мира)