Конгресс США еще в 2010 г. признал необходимость конкуренции для замедления роста цен и принял закон, который сократил сроки выхода на рынок биоаналогов. Тем не менее, почти 10 лет спустя производители оригинальных биопрепаратов используют различные способы, чтобы не пустить биосимиляры и сохранить свои монополии. Об этом в статье, опубликованной в The Washington Post, пишет генеральный директор Coherus BioSciences Денни Ланфир.
В 2017 г. биопрепараты составили 2% рецептов США, но при этом 37% расходов американцев на лекарства. В отсутствие прямой конкуренции, например, цены на биопрепарат Enbrel, вышедший на рынок в 1990-х годах с ценой курса на уровне около $10 тыс. в год, выросли до более чем $60 тыс. в год. В настоящее время пациенты платят до 20% от стоимости этих лекарств в качестве доплаты.
“Так не должно быть. В Европе быстро внедряются биологические аналоги, предлагающие преимущества биопрепаратов при гораздо более низких затратах для пациентов и системы здравоохранения. Учитывая выбор, врачи и пациенты выбирают ценность”, – уверен Денни Ланфир.
Ранее в 2019 г. компания Coherus BioSciences вывела на рынок Udenyca, биоаналог Neulasta компании Amgen, лекарство применяется в онкологии. “Наш продукт одинаково эффективен по сравнению с оригинальным препаратом, а по цене на 33% ниже. Не всем это нравится. Более дешевый вариант для пациентов сокращает прибыль Amgen. В ответ на наш успех Amgen заключил сделку с UnitedHealth Group, крупнейшим в стране медицинским страховщиком, и ее менеджером по аптечным льготам OptumRx, что заставит врачей назначать самый дорогой продукт Neulasta, блокируя два менее дорогих биоаналога. Это хорошо для Amgen, OptumRx и UnitedHealth Group, но ужасно для пациентов, поставщиков медицинских услуг и налогоплательщиков, которые финансируют Medicare. Все будут платить более высокие цены, чем они должны”, – сетует Ланфир.
Тактика Amgen не оригинальна, похожая схема у Johnson & Johnson, которая ее использует для блокирования конкуренции с биосимилярами Remicade. J&J предоставляет страховщикам дополнительные скидки на ряд своих продуктов в обмен на отказ использования более дешевых вариантов. “Johnson & Johnson с радостью собирает доход от искусственно завышенных цен, а страховщик и менеджер по аптечным льготам с радостью кладут в карман разницу, полученную за счет скидки. Между тем конкуренция увядает, а остальные оказываются ни с чем. Монополии приносят пользу только монополистам”, – возмущается глава Coherus BioSciences.
У Вашингтона есть возможность и обязанность позволить выполнить биоаналогам функцию, для которой они были предназначены: обеспечить проверку больших цен Big Pharma.
Ранее в июне 2019 г. некоммерческая правовая группа “Пациенты за доступное лекарство” обратилась к Федеральной торговой комиссии (FTC) с просьбой расследовать принудительные договоры с пакетными скидками, которые держат пациентов в неведении и заставляют их покупать более дорогие продукты, когда существуют более дешевые варианты. “У FTC есть все основания для расследования, – полагает Денни Ланфир. – Пациентам нужен доступ к продуктам, которые они могут себе позволить, а эти секретные контракты поддерживают высокие цены и не позволяют врачам максимизировать выгоду для пациентов”.
Вашингтон хочет снизить цены на лекарства, это правильная цель. Есть простой первый шаг: позволить биоаналогам конкурировать, заключает он. (pharmvestnik.ru/Химия Украины и мира)