С переходом на длинную основу большинства импортных контрактов по поставке автогаза в Украину о дефиците ресурса пока удалось забыть. Более того, конец 2018 г. и первое полугодие 2019 г. прошло под знаком мощного избытка ресурса. Логичные ожидания по потреблению переползающих остатков в “голодном” июне не оправдались, по состоянию на середину июля о сбалансированном рынке импортерам остается только мечтать.
А пока избыток загоняет внутренние цены все ниже, угрожая бесчисленным импортерам очередными убытками.
Идем на рекорд. За 14 дней июля в Украину поступило около 55 тыс. т железнодорожного импорта сжиженного газа, еще 16,3 приехало машинами. С учетом прогноза морских поставок, а также понятного производства июль может ознаменоваться очередным рекордом импортных поставок на уровне 180-185 тыс. т.
Для пикового периода (июль-сентябрь) такой объем вполне актуален, но избыточные поставки сохраняются уже полгода, формируя высокий переходящий остаток. Впервые он возник в конце 2018 г., а к марту 2019 г. не замечать его стало невозможно.
Рынок ожидал, что переползающий из месяца в месяц остаток уйдет на амортизацию выпавших в июне импортных объемов из РФ и Казахстана. Но этого не произошло. Во-первых, на новостях о грядущем сокращении (а то и вовсе прекращении) поставок из РФ и Казахстана украинскими трейдерами было закуплено еще больше газа. Во-вторых, состоявшееся сокращение (на 30 тыс. т) оказалось даже меньше того излишка, который был в Украине на начало июня, не говоря о дополнительных объемах.
В начале июня поставки действительно круто сократились, однако к концу месяца россияне неожиданно выдали на-гора весь остаток. “Proton обрезал объемы на июнь некоторым трейдерам, однако даже от усеченного графика до середины месяца сохранялось отставание. Многие начали искать ресурс, чтобы подстраховаться, а под конец месяца неожиданно выгрузил весь остаток. Многие до сих пор не могут распродать июньские отгрузки”, – говорит один из владельцев длинного контракта с Proton Energy S.A.
Поставки сжиженного газа (СУГ) на украинский рынок в I полугодии 2019 г./2018 г., тыс. т: январь – 134/120; февраль – 107/123; март – 153-128; апрель- 154/132; май – 173/157; июнь – 141/168; июль (прогноз) – 180/166.
Тяжелые остатки. Перелив рынка наложился на специфичную ценовую ситуацию. Со средины июня польские котировки начали снижение и в результате спикировали ниже $300/т. По словам аналитика “Хим-Курьера” Ивана Марченкова, обвалу цен на российский газ в Польше также способствовал профицит. “Очень похожая ситуация – испуганные прошлогодним дефицитом российские трейдеры накопили огромные запасы в ожидании сезонного роста цен, а его все не происходит”, – говорит аналитик.
Украинская котировка тем временем падать не спешила, в результате образовалась разница в более $100. Это, в частности, активизировало автомобильные поставки Польши. Даже появились слухи, что “ЛУКойл” якобы получил дополнительную квоту на поставку 20 тыс. т в Украину с Малашевичей, в том числе железной дорогой. Впрочем, даже когда цены на белорусско-польской границе были на дне, ж/д отгрузок так и не появилось.
В то же время, говорят трейдеры, украинская котировка поддерживалась за счет стабильно высокого спроса. “Белорусский и российский газ на споте активно торговался с премией 100 и выше к Бресту, поэтому украинская котировка вполне адекватная”, – говорит Владислав Скирский из “Оптимус LPG”.
С другой стороны, ценовой перекос привел к тому, что переползшие на июль запасы стали непроходными по цене. Например, цены июньских партий (цена по контракту Proton Energy формируется относительно средней котировки Argus daf Брест за месяц отгрузки) оказались на уровне 15160 грн./т, что на 1100 грн./т выше цены по итогу половины июля.
Еще меньше повезло покупателям газа “ЛУКойла” – для них средняя по июню цена на границе составила около 18900 грн./т, а в первой половине июля растаможенный ресурс получился по 16700 грн./т. Средняя ситуация у покупателей ТШО – их поставки хоть и значительно дороже “Роснефти”, зато оперативнее в ценообразовании.
Абсолютные цены импорта в первой половине июля, в принципе, позволяют заработать на хлеб и даже немного масла, однако по итогу месяца ситуация может измениться. Сегодня украинская и польская котировки движутся во встречном направлении, трейдеры ожидают, что по итогу июля цена СУГ “Роснефти” и “ЛУКойла” должна оказаться на +/- одинаковом уровне.
Встречными курсами. А пока импортеры следят за движениями котировок, перелив рынка начал активнее загонять цены внутренних производителей к очередному дну. Почти за месяц, 19 июня – 17 июля, средняя стоимость ресурса на аукционах “Укргаздобычи” упала с 21575 грн. до 17056 грн./т. Сегодня это уровень ТШО на границе, владельцам казахского ресурса это явно не нравится.
По словам директора по коммерции “Укргаздобычи” Сергея Федоренко, на спаде компания также поспешила эффективно избавиться от крупных остатков дешевеющего ресурса. “Мы, как и все, ждали дефицита в июне-июле. Когда стало понятно, что рынок будет избыточен, пришлось оперативно отторговываться”, – отметил менеджер госкомпании. Он добавляет, что стоимость российского импорта, привязанного к котировкам daf Brest, еще ниже и создает пространство для дальнейшего снижения цены на аукционах УГД.
С ним соглашается руководитель “Центрнафтогазпостача” Дмитрий Круподеров. “Ресурса на рынке очень много, снижение (цен на аукционах украинских производителей), очевидно, продолжится. Мы уже наблюдали подобную ситуацию весной, когда под натиском запасов стоимость газа на аукционах опускалась ниже импортного паритета”, – говорит Дмитрий Круподеров.
Трейдеры полагают, что корень хронического избытка ресурса лежит в засилье несистемных компаний. “Сегодня на рынке несметное количество предпринимателей, которые не придумали ничего лучше, чем инвестировать в закупку сжиженного газа. Причем у всех стратегия состоит в закупке максимального количества, без просчета будущих продаж. Оборот конторы растет, а прибыли ноль. В итоге рынок захлебывается, горе-продавцы сливают ресурс по себестоимости, цена обваливается”, – рассуждает владелец компании, входящей в ТОП-5 операторов украинского рынка.
Опасность сложившейся ситуации в том, что в ближайшее время все массово ринутся урезать закупки и к концу августа может назреть реальный дефицит. Далее – массовая закупка перед мертвым сезоном, избыток, обвал цен и так далее. Таких волн украинский рынок видел немало, каждая вымывает с него десятки ситуативных газотрейдеров. (Аналитик “Консалтинговой группы А-95” Артем Куюн, enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)