В России через 3 года объем выпуска высококачественных нефтепродуктов увеличится в 1,5 раза, на их производство пойдет не менее 20% всей добытой в РФ нефти. Нефтяные компании РФ взяли на себя обязательство до 2020 г. перейти на стандарт бензина Евро-5 и подписались под санкциями, которые последуют, если планы останутся на бумаге. Об этом говорится в соглашениях о модернизации нефтеперерабатывающих заводов, подписанными между компаниями и госорганами.
В июле между 11 нефтегазовыми компаниями, шестью НПЗ с одной стороны и ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом с другой были подписаны соглашения, согласно которым производители топлива взяли на себя обязательства постепенно перейти на производство более качественных нефтепродуктов. В документах содержатся детальные планы по модернизации НПЗ и производству моторных видов топлива с 2011 г. по 2020 г. Каждая нефтяная компания с 2015 г. должна будет производить светлых нефтепродуктов в объеме не менее 20% от добытой в России нефти и “поставлять их на внутренний рынок, обеспечив устойчивое, не допускающее перерывов предложение нефтепро-дуктов на рынке России в соответствии со складывающимся уровнем спроса”.
Согласно документам, с 2015 г. автобензин, производимый большинством крупных российских заводов, должен соответствовать стандарту Евро-5. Пока “ЛУКойл”, ТНК-ВР и “Газпром нефть” с 2012 г. будут производить бензин четвертого класса и выше. “Роснефть” по итогам 2011 г. выпустит бензин лишь второго и третьего классов в объеме 5,5 млн. т, а по итогам 2014 г. увеличит до 9,2 млн. т, из которых 3,4 млн. т пятого класса, 2,5 млн. т четвертого класса. Дизтопливо “ЛУКойла” уже соответствует классу не ниже четвертого, в 2012 г. к нему должны присоединиться ТНК-ВР, “Башнефть”, “Газпром нефть”, Ярославский НПЗ (владеет “Славнефть”).
На Киришском НПЗ (принадлежит “Сургутнефтегазу”) сейчас только половина из производимого бензина в 2,3 млн. т выше второго класса. Через 9 лет завод должен будет выпускать 3,2 млн. т бензина пятого класса, но полностью перейти на производство дизтоплива высшей, пятой категории компании к этому времени не удастся: только 5,8 млн. из 7 млн. т будет выше второго класса. В этом году 8 крупнейших компаний планируют произвести 107,5 млн. т светлых нефтепродуктов, к 2020 г. объем должен составить 154,3 млн. т.
Соглашения с нефтяниками были подписаны после того, как в конце 2010 г. и I полугодии 2011 г. сложился дефицит нефтепродуктов, который привел к росту цен на них. Одной из причин дефицита, как объяснили в Федеральной антимонопольной службе, стала неготовность ряда нефтяных компаний исполнять технический регламент о выпуске нефтепродуктов более высокого класса. Изначально предполагалось, что с 2011 г. бензин класса Евро-2 канет в лету. Ведомства РФ пошли навстречу нефтяникам, отложив действие техрегламента еще на 4 года, но поставили им “поведенческие условия”, документально закрепив планы по переоборудованию НПЗ.
Объем инвестиций в модернизацию перерабатывающих мощностей “Роснефть” не раскрывает, но в компании говорят о “100%-ном выполнении планов модернизации” по итогам года. “Недавно началась пусконаладка на крупном объекте – установке замедленного коксования на Комсомольском НПЗ. Также есть уверенность в реализации планов на 2012 г. и следующие годы. Большую часть объектов планируется ввести в 2013 г.”, – пояснили в компании. В ближайших планах “ЛУКойла” ускорить темпы производства бензина выше четвертого класса за счет строительства еще одной установки каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ, а в перспективе перейти на безмазутное производство, отметил представитель компании.
В “Башнефти” заявили, что выполняют условия соглашения, напомнив, что инвестиции до 2016 г. в модернизацию заводов составят до 27 млрд. руб. “Газпром нефть” также подтверждает выполнение взятых на себя обязательств. Получить комментарий в ТНК-ВР и “Сургутнефтегазе” не удалось. Следить за выполнением соглашений должны госорганы. В ФАС пояснили, что результаты выполнения соглашений о модернизации НПЗ станут известны в конце года. По словам представителя ведомства, в настоящее время никаких допсоглашений в эти договоры вносить не планируется. В то же время, по данным Минэнерго, ремонт на российских НПЗ идет по графику. Какие-либо санкции в соглашении не прописаны, но чиновники готовы применить административные ресурсы. Роснедра могут отказать “задержавшимся” в выдаче лицензий на месторождения, а Федеральная таможенная служба – лишить права отсрочки по уплате платежей. ФАС готова возбуждать административные дела с наложением штрафов. Возможно также изъятие необоснованно полученного дохода. (РБК/Химия Украины, СНГ, мира)