Летом российский “ЛУКойл” пустил на калушском заводе “Карпатнафтохим” поливинилхлоридное производство. Но спрос на ПВХ-сырье пока не оправдал надежд. Зимой предприятие, скорее всего, будет работать по сокращенному графику. А в 2012 г. надеется не только на себя, но и на преференции украинского правительства.
Первую поблажку “Карпатнафтохим” получил год назад, когда Верховная Рада проголосовала за закон, позволяющий калушскому заводу ввозить для собственных нужд импортные дистилляты (дизтопливо и прямогонный бензин) без уплаты акциза и ввозной пошлины. Однако в 2011г. из-за строительных работ на ПВХ-комплексе и пуска его в нормальную эксплуатацию фактически только со второго полугодия “Карпатнафтохим” воспользовался льготой не в полной мере. Впрочем, Кабмин в начале ноября продлил действие преференции на 2012 г., сохранив квоту на безналоговый импорт на том же уровне – 225 тыс. т легких дистиллятов и 170 тыс. т тяжелых. Ввиду правительст-венных планов по повышению с нового года ставок акциза на дизтопливо экономия “Карпатнафтохима” станет еще ощутимее – не менее $100 на каждой тонне сырья.
Таким образом, первый пункт программы лоббистов “ЛУКойла” по снятию с мели “Карпатнафтохима” выполнен. Но есть еще второй. Предприятие добивается введения заградительной пошлины на импорт ПВХ в Украину (хотя бы на уровне 5% от таможенной стоимости). Законопроект подобного содержания зарегистрирован в октябре в украинском парламенте. В его авторах значатся почти те же люди, которые добивались ранее льготного импорта сырья в Калуш: нардепы Дмитрий Сандлер, Алексей Федун, Роман Ткач. Первый – бывший руководитель СП “Лукор”, из которого и вылупился впоследствии “Карпатнафтохим”; второй – родственник одного из вице-президентов “ЛУКойла”; третий – экс-губернатор Ивано-Франковской области. На заводе утверждают, что заградительная мера направлена в первую очередь против американских производителей поливинилхлорида, которые в последнее время активно демпингуют на украинском рынке. Но можно не сомневаться, что в случае введения пошлины она станет поперек пути и европейским, и китайским, и российским импортерам. Выражаясь метафорически, вокруг “Карпатнафтохима” пытаются построить своеобразную систему шлюзов. По одному из них будет заходить на завод российское сырье. И работать он будет по принципу “зеленой улицы”. Другой шлюз призван регулировать доступ на украинский рынок продукции, конкурирующей с калушской. И там предполагается включать преимущественно красный свет. Конструкция выглядит откровенно лоббистской, зато, как утверждают ее инженеры, выгодной для страны. Только бы сработала.
Пока в дирекции “Карпатнафтохима” вынуждены признать, что работа нового ПВХ-комплекса, в который российские владельцы инвестировали порядка $240 млн., не оправдывает экономических расчетов подразделения “ЛУКойл-Нефтехим”. Планировалось, что в сентябре это производство выйдет почти на проектную мощность – 25 тыс. т в месяц (потенциально оно может давать 300 тыс. т суспензионного поливинилхлорида в год). Максимум, которого пока удалось добиться предприятию, – примерно 18 тыс. т в августе.
Генеральный директор “Карпатнафтохима” Сергей Чмыхалов объясняет это тремя основными причинами. Во-первых, подорожанием энергоносителей (как нефтепродуктов, так и природного газа). В плановые показатели закладывались более низкие цены. Во-вторых, затянувшимися сроками ввода в эксплуатацию ПВХ-комплекса в Калуше. Когда это наконец случилось и мире, и в Украине опять начали поговаривать о рецессии, строительство стало сворачиваться (а эта отрасль – один из главных покупателей ПВХ-профилей и подобных изделий), а конкуренция между производителями обострилась. В-третьих, агрессивное вторжение на европейские и постсоветские рынки американского поливинилхлорида. По словам С. Чмыхалова, американцы могут себе позволить демпинг за счет дешевизны сырья и больших объемов производства, но качество у калушской продукции выше. Правда, последний тезис заводу еще долго придется доказывать потребителям.
По данным маркетологов “Карпатнафтохима”, в 2009 г. доля американского ПВХ в украинском импорте составляла всего 11%, а суммарный объем импорта исчислялся примерно 80 тыс. т. В 2010 г. он вырос до 125 тыс. т, а присутствие американцев увеличилось до 47%. В 2011 г., возможно, оно преодолеет 50%-ный рубеж. Правда, физические объемы поставок из-за рубежа все же будут меньшими. Часть внутренней ниши калушский завод уже занял.
До 2011 г. ввоз суспензионного поливинилхлорида был необходим стране. В Украине данный продукт никто не выпускал. На “ДнипроАзоте” ПВХ-производство закрылось в 2002 г., на первомайском “Химпроме” – в 2006 г. В то же время, внутренний спрос на поливинилхлорид уверенно растет. В текущем году емкость украинского ПВХ-рынка оценивается в 140 тыс. т (или в более чем в $150 млн. в денежном выражении). И предпосылки для роста есть. В Украине объем потребления поливинилхлорида на душу населения равен примерно 2,5 кг, в развитых странах – 15-18 кг. Исходя из этих цифр “Карпатнафтохиму” и его покровителям есть за что бороться. Потенциально завод может продавать на внутреннем рынке половину всей продукции, производимой при полной загрузке. К тому же применяя принцип внутрикорпоративной технологической цепочки. Топливное сырье он закупает, в Калуше перерабатывает его в этилен, который вместе с хлором является базовым сырьем для ПВХ. А хлор у “Карпатнафтохима” тоже свой. В 2012 г. предприятие намерено сделать цепочку еще длиннее, пустив собственную линию пластиковых профилей мощностью 20 тыс. т/год и освоив выпуск эмульсионного поливинилхлорида (ПВХ-Э). Последний применяется для изготовления искусственной кожи, линолеума, натяжных пленок и т. п. Переговоры о строительстве мощностей под ПВХ-Э “Карпатнафтохим” ведет с немецкой компанией Vinnolit и французской Tarkett. Но окончательное добро на этот инвестпроект в российском “ЛУКойле” еще не дали. Там хотят увидеть хоть какие-то тенденции к возврату уже вложенных денег. С другой стороны, закрывать отечественный рынок ПВХ-сырья для импорта – все равно что сдать его в монополию “Карпатнафтохиму”. Тут бы найти некую золотую середину. Но в условиях, когда “ЛУКойл” давит на украинское правительство, это нелегко. К тому же именно из-за правительственного невмешательства в приватовские нефтетранспортные схемы сегодня в Украине простаивает другой крупный актив “ЛУКойла” – Одесский НПЗ, принося миллионные убытки материнской компании. А кабинет Николая Азарова как бы в долгу перед Вагитом Алекперовым. И если ему придется выбирать, с кем ссориться – с российскими или американскими производителями поливинилхлорида, то итог в нынешних политических реалиях довольно предсказуем.
В России ввозная пошлина на ПВХ существует в размере 10% от таможенной стоимости. В 2011 г. Ассоциация предприятий хлорной промышленности РФ добивалась увеличения ее до 15%, но правительство Владимира Путина в октябре отказало химикам. Это приятная новость для прикарпатского предприятия. Ведь в числе его сбытовых приоритетов российский рынок, возможно, даже важнее украинского. В Россию ушли первые партии калушского ПВХ, по прогнозам соседняя страна может импортировать до 150 тыс. т продукции “Карпатнафтохима”. Собственного современного производства поливинилхлорида в России пока нет. Строительство подобного комплекса на 300 тыс. т ПВХ ведет компания “РусВинил”, но завершено оно будет в 2014 г.
Если же “Карпатнафтохим” сможет на постоянном уровне выдерживать качество своего ПВХ, то для него есть смысл побороться и за место на центральноевропейских рынках. Из региональных производителей у него три конкурента: румынский завод в Рымнику-Вылча, чешский в Нератовице и венгерская компания Borsodchem. Первый из них недозагружен, стар и убыточен, второй – еще пару лет назад был основным покупателем этилена, производимого в Калуше. Сегодня для него украинский сырьевой канал закрыт. Чешское производство, эксплуатируемое компанией Spolana, наиболее эффективно, но мощности его не столь велики (130-140 тыс. т ПВХ) и используются практически на 100%.
Стремиться к такому показателю следует и “Карпатнафтохиму”. Ведь, как показывает европейская практика, залогом наиболее рентабельной работы ПВХ-производителей являются два фактора: высокая загрузка (не менее 80%) и низкая себестоимость исходного сырья, прежде всего этилена, на который приходится 45-55% в конечной цене поливинилхлорида. Совладать со вторым фактором калушскому предприятию помогает Кабинет министров Украины, разрешивший льготный ввоз топлива. Что же касается первого – то тут все в руках “Карпатнафтохима” и “ЛУКойла”. (МинПром/Химия Украины, СНГ, мира)