Мигрень – приступообразная интенсивная головная боль пульсирующего характера, которая локализуется в большинстве случаев в одной половине головы. Диагностика и лечение мигрени проводятся под контролем профильного специалиста – врача-невролога.
К группе препаратов от мигрени прежде всего относятся селективные агонисты 5-НТ1B/1D-рецепторов – триптаны (суматриптан, золмитриптан, ризатриптан, элетриптан) и агонисты 5-НТ1-рецепторов (эрготамин). Препараты для купирования мигрени отпускаются в аптеках по рецепту, их назначение находится исключительно в компетенции врача.
В конкурентную группу вошли российские лекарственные препараты ATC-группы [N02C] “Антимигренозные препараты”.
Российские препараты занимают весомую долю в продажах противомигренозных средств: порядка 54% в стоимостном эквиваленте и 72% в натуральном выражении. В 2024 году российские препараты от мигрени показали заметный прирост продаж. Относительно 11 месяцев 2023 года емкость анализируемой группы выросла на 25% и составила 1730 млн. рублей, по данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group. Количество реализованных упаковок подросло на 2% до 4,3 млн. Средневзвешенная стоимость одной пачки поднялась до 400 рублей в розничных ценах с НДС. Эти препараты не относятся к перечню ЖНВЛП, аптеки на них формируют наценку самостоятельно.
Немаловажную роль в динамике группы сыграл онлайн-сегмент, который по-прежнему растет активнее, чем аптечный рынок в целом. Так, онлайн-продажи антимигренозных лекарственных средств увеличились на 39% в рублях и на 11% в упаковках при сравнении с январем-ноябрем 2023 года. Рецептурные препараты по-прежнему запрещено доставлять на дом, потребители аптек используют интернет-площадки для выбора наиболее приемлемой цены, бронируют препараты и заказывают их доставку до аптеки.
За первые 11 месяцев 2024 года аптеки реализовали девять брэндов противомигренозных средств, которые поставляют 15 производителей (более 40 артикулов). Практически все препараты от мигрени выпускаются в таблетках за исключением дозированного назального спрея “Эксенза”.
Среди ключевых производителей три показали заметный прирост продаж, в результате чего их доля в группе заметно увеличилась: “ФармаМед” – на 8% в рублях, “ПФК Обновление” и “Озон Фармацевтика” – на 3%. Компании “ФармаМед” (+263% в рублях и +253% в упаковках) и “ПФК Обновление” (+217% в рублях и +54% в упаковках) являются лидерами по приросту в онлайн-сегменте.
Наибольший прирост продемонстрировал производитель “ФармаМед” из Санкт-Петербурга (+309% в рублях и +285% в упаковках). По стоимостному объему компания располагается на четвертом месте. 28% реализованных упаковок было продано онлайн. В онлайн-сегменте “ФармаМед” (+263%) также занимает первую строчку по приросту в рублях. В ассортименте у компании один брэнд – “Эксенза”. Противомигренозное средство выпускается в форме назального дозированного спрея 20 доз по 2,5 мг золмитриптана во флаконе. “Эксензу” назначают для лечения мигрени с аурой или без и острой кластерной головной боли. Мигренозная аура – это нарушения неврологического характера, возникающие перед или в момент возникновения головной боли. Чаще всего у пациентов отмечается аура зрительного характера – светобоязнь, мерцания, пятна, огни и др. Реже – расстройства органов чувств: покалывание, онемение, мурашки. Также могут возникать речевые нарушения, полное или частичное ослабление мышц с одной стороны тела.
На втором месте по приросту расположилась компания Renewal (+176% в рублях и +69% в упаковках). “ПФК Обновление” входит в десятку лидеров среди российских производителей противомигренозных средств по стоимостному объему продаж за 11 месяцев 2024 года, при этом каждая пятая упаковка была продана онлайн. В портфеле у компании один брэнд – “Суматриптан Реневал”. Антимигренозный препарат выпускается в форме таблеток, покрытых пленочной оболочкой, в дозировках 50 и 100 мг и в двух объемах упаковки (№2 и №10). “Суматриптан Реневал” показан для купирования приступов мигрени с аурой или без нее, в том числе при менструально-ассоциированной мигрени. Рецептурный препарат назначается только при верифицированном диагнозе “мигрень”. Если анализировать только онлайн-сегмент аптечного рынка, то у “ПФК Обновление” пятая строчка по стоимостному объему и второе место по приросту в рублях (+217%).
Замыкает тройку лидеров “Озон Фармацевтика” (+67% в рублях и +4% в упаковках). Компания также выпускает дженерик “Суматриптан” в таблетках, покрытых пленочной оболочкой, с дозировками 50 и 100 мг. (gxpnews.net)