В 2013 г. ожидается умеренный рост рынка тепло- и звукоизоляционных материалов. Эксперты полагают, что этот сегмент прибавит около 6-10% как за счет строительства новых производственных площадок, так и путем модернизации старых.
В 2012 г. датская компания Rockwool пустила на заводе в Выборге новую линию по производству теплоизоляционных материалов стоимостью EUR8,5 млн. Теперь мощности завода позволяют изготавливать 2 млн. т продукции в год. Компания KNAUF Insulation приобрела завод в Тюмени для внедрения инновационной технологии производства утеплителей без фенолформальдегидных смол. Общие инвестиции в проект составят не менее 3 млрд. руб. Компания “Пеноплекс” также наращивает производственные мощности. Готовится к открытию седьмой завод в Хабаровске. В итоге общая производственная мощность площадок составит порядка 100 тыс. куб. м/год. Объем инвестиций – около EUR3 млн. В 2010 г. объем рынка теплоизоляции фиксировался в районе 22-23 млн. куб. м. В 2011 г. контрольная отметка находилась на уровне 25-26 млн. куб. м, из которых 20-21 млн. куб. м приходилось на рынок минеральной ваты. В 2012 г. российский рынок теплоизоляционных материалов увеличился до 28 млн. куб. м. На северо-западе был менее активный рост, так как рынок в этом регионе более насыщен, чем в среднем по стране.
Юлия Уварова, эксперт по исследованию рынка (компания “Сен-Гобен”, подразделение Isover-Linerock), говорит: “По нашим оценкам, в 2012 г. рост рынка теплоизоляционных материалов соответствовал росту строительного рынка в целом”.
Основная масса тепло- и звукоизоляционных материалов, реализуемых в РФ, производится российскими компаниями, доля импорта сравнительно мала и составляет не более 10-15%. В Петербурге ведущими игроками рынка являются ООО “Строительные материалы”, которое производит теплоизоляционные материалы под маркой “Изотек”, ООО “Пеноплэкс СПб”, занимающее лидирующие позиции по производству экструдированного пенополистирола, и завод ООО “Роквул-Север”. 50% рынка изделий из минеральной ваты приходится на Rockwool, 54% производства экструдированного пенополистирола – на “Пеноплэкс”, рынок стекловаты в равных долях делят URSA и “Изовер”.
На рынке звукоизоляции представлено большое разнообразие материалов, отличающихся свойствами, техническими характеристиками и областью применения. Так, широко распространены легкие вспененные рулонные или листовые материалы на основе полиуретана, полиэтилена, меламина, синтетического каучука и т. д. В самостоятельную группу можно выделить рулонные и пластинчатые материалы, изготавливающиеся на основе натуральной пробки или стекловолокна, и звукопоглощающие материалы на основе стекло- и базальтового волокна. Материалы, выполненные из стекло- и базальтового волокна, обладают одними из лучших характеристик поглощения звука, в особенности в зоне средних и высоких частот.
В ближайшей перспективе цены на тепло- и звукоизоляционные материалы, особенно стекло- и минеральную вату, пойдут вверх. Как отмечает Владимир Иванов, директор по развитию региона (направление “Каменная вата”) корпорации “ТехноНИКОЛЬ”, в том числе это произойдет из-за увеличения энерготарифов, так как данные производства обладают большой энергоемкостью. Цены на энергию повышаются с каждым годом, следовательно, растет и необходимость применения энергосберегающих технологий. Например, теплоизоляция на основе каменной ваты доказала свою эффективность в вопросе экономии энергии. “Комплекс с установкой энергоэффективных окон, системы вентиляции с рекуперацией тепла позволяет снизить энергопотребление на 90%. На сегодняшний день ни один объект строительства или реконструкции не обходится без утепления, поэтому можно прогнозировать, что в ближайшие годы рынок теплоизоляции будет демонстрировать положительную динамику”, – отмечает Елена Мочалова, замдиректора по продажам Rockwool Russia. (Строительный еженедельник/Химия Украины, СНГ, мира)