Администрация президента раскритиковала предложение “Новатэка” лишить “Газпром” монопольного права на экспорт сжиженного природного газа (СПГ). Очевидно, “Газпром” задействует все административные рычаги, чтобы сохранить монополию на экспорт СПГ. Отказ в праве поставок газа за границу осложнит компании Леонида Михельсона реализацию проекта “Ямал СПГ”. Окончательное решение, по-видимому, остается за президентом.
Попытка “Новатэка” добиться права самостоятельно экспортировать СПГ, фактически означающая ликвидацию монополии “Газпрома” в этом секторе, обрела противников в лице администрации президента. Как следует из письма советника президента Антона Устинова в контрольное управление президента, предоставление права экспорта СПГ всем недропользователям может создать угрозу надежному обеспечению внутреннего рынка, в том числе населения и социальных объектов, необходимыми объемами газа.
Такая позиция идет вразрез с мнением премьер-министра Дмитрия Медведева, заявившего на Давосском форуме о возможной отмене экспортной монополии “Газпрома” на СПГ. Идею “Новатэка” ранее поддержали Минэнерго, Минприроды и ФАС. Ведомство Александра Новака подготовило соответствующие поправки в Закон “Об экспорте газа”. Глава правительства заявлял, что решение может быть принято в конце января – феврале. Представитель “Новатэка” сообщил, что в компании пока не в курсе позиции администрации президента и не готовы ее комментировать.
Летом 2010 г. “Новатэк” заключил агентский договор с “Газпромом” на экспорт СПГ со своей перспективной площадки “Ямал СПГ”. Проект реализуется компанией Леонида Михельсона совместно с французской Total (20%). Госмонополия обязалась продавать сжиженный газ “Ямал СПГ”, получая комиссионные. Размер комиссии не раскрывался, но эксперты оценивали его в 2-5%. Завод СПГ неподалеку от поселка Сабетта ЯНАО мощностью 16,5 млн. т “Новатэк” планирует пустить в IV квартале 2016 г. В ноябре 2012 г. компания объявила, что начинает искать подрядчиков для строительства предприятия. Источник в Министерстве энергетики рассказал, что в результате переговоров с финансовыми институтами, вовлеченными в проект “Ямал СПГ” (Societe Generale, Газпромбанк и Сбербанк), стало очевидно, что банки допускают возможность привлечения до $18 млрд. только если предлагаемые “Новатэком” поправки в Закон “Об экспорте газа” будут приняты. В противном случае пул банков готов занять под проект на Ямале не более $5 млрд. Окончательного решения об источниках финансирования проекта у “Новатэка” пока нет. В ноябре Леонид Михельсон утверждал, что средства, привлеченные в ходе размещения облигаций на 20 млрд. руб. и выпуска евробондов на $1 млрд., пойдут на расширение Пуровского завода по переработке газового конденсата и в проект “Ямал СПГ”. “Новатэк” не первый год добивается права самостоятельно экспортировать газ. После этого сообщалось, что деньги, полученные в результате размещения евробондов и отложенные на проект “Ямал СПГ”, ушли на покупку за $1,375 млрд. 49% “Нортгаза” у R.E.D.I. Holdings Фархада Ахмедова. Впрочем, “Новатэк” это отрицает.
Слабую проработанность компаниями вопроса проектного финансирования “Ямал СПГ” в условиях действующего Закона “Об экспорте газа” отмечает и Министерство энергетики. Снятие ограничений на экспорт СПГ, бесспорно, повысит доступность финансирования, говорится в письме Минэнерго на имя Владимира Путина. Из документа нынешняя позиция Минэнерго, ранее высказавшегося за допуск “Новатэка” на экспортный рынок, не ясна. Вслед за “Газпромом” ведомство указывает на потенциальные ценовые и контрактные риски для экспорта российского газа на мировые рынки сбыта. При принятии окончательного решения по инициативе “Новатэка” Минэнерго “считает необходимым обеспечить отсутствие ущерба для “Газпрома”. Госмонополия, чья позиция изложена в письме Минэнерго, считает, что предоставление права экспортировать СПГ всем недропользователям может привести к росту внутренних цен на газ, снижению экспортных цен на газ из-за появления дополнительных объемов СПГ, в результате все это негативно скажется на отчислениях в федеральный бюджет.
В “Газпроме” отказались от комментариев. Источник в правительстве сообщил, что сейчас вопрос прорабатывается в администрации президента, окончательное решение останется за главой государства. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)