Чиновники антимонопольного ведомства, выступающие за влияние биржевого механизма на ценообразование на российском топливном рынке, могут быть довольны. С 4 по 7 марта бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) дешевел: дополнительные объемы топлива обеспечили белорусские НПЗ. В итоге на изменение биржевых индексов отреагировали российские заводы в Центральной России, снизив мелкооптовые цены на бензин. Впрочем, на розничном рынке это падение не отразится.
Согласно данным ИАЦ “Кортес”, биржевые цены на бензин АИ-92 с 4 по 7 марта снизились на 1119 руб./т до 29623 руб. На СПбМТСБ падение индекса Регуляр-92 составило 218 руб. до 30548 руб./т, указано в материалах биржи. Эксперты связывают снижение цен с увеличением предложения за счет роста поставок белорусских нефтепродуктов. Сейчас между Россией и Беларусью действует нефтяной баланс: согласно ему российская нефть поступает на белорусские НПЗ и возвращается на российский рынок. За год поставки могут составить около 2 млн. т бензина, но пока действие этого механизма согласовано только на I квартал 2013 г. В итоге сейчас белорусские производители вступают в ценовую конкуренцию с российскими заводами, которые расположены ближе к белорусскому рынку.
По словам заместителя гендиректора “Алгоритм. Топливный интегратор” Виктора Костюкова, объем сделок на СПбМТСБ по белорусскому АИ-92 составил 30% от сделок на ярославском и рязанском заводах, а цены на базисе Злынка-экспорт за 4 дня снизились примерно на 400-450 руб./т. В итоге мелкооптовые цены пришлось снижать и российским заводам: Московский НПЗ на АИ-95 снизил 700 руб./т, Ярославский НПЗ на АИ-95 (-700 руб./т и АИ-92 (-1100 руб./т). Костюков отмечает, что никогда московский завод не проводил в марте снижение цен на бензин. Обычно цены в преддверии наступающей весны только росли, в лучшем случае оставались неизменными до середины апреля. Он связывает это с влиянием формируемых биржевых индикаторов на мелкооптовый рынок.
Это влияние должно иметь долгосрочную тенденцию – не меньше месяца, поэтому пока рано говорить о том, что биржевые индексы стали реальным рыночным показателем, считает исполнительный директор Российского топливного рынка Григорий Сергиенко.
Регуляторы давно хотели создать биржевой индикатор цен на нефтепродукты, который признавался бы рынком. А ФАС могла бы использовать их для того, чтобы определять, кто из нефтяников завышает цены на топливо. В итоге в феврале был подписан совместный приказ ФАС и Минэнерго, согласно которому крупные нефтяные компании должны продавать на бирже не менее 10% производимого в месяц бензина (в феврале на СПбМТСБ компании реализовали 9,9%), 5% дизеля, 10% топлива для реактивных двигателей и 2% мазута. Сергиенко сомневается, что этих объемов топлива достаточно, чтобы обеспечить ликвидность торгов. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)