Введение Украиной пошлин на импорт нефтепродуктов вызовет резкий рост цен на топливо для потребителей и приведет к дополнительному усилению зависимости от России в энергетической сфере. Такое мнение высказал директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн в связи с началом 11 марта 2013 г. антисубсидиционной процедуры, которая стартовала после регистрации жалобы украинских НПЗ, требующих введения пошлин на белорусские нефтепродукты, говорится в пресс-релизе “А-95”.
Согласно сообщению, цены на нефтепродукты в Украине остаются самыми низкими в Европе, уступая лишь белорусским и российским. По расчетам специалистов, в случае введения пошлины на белорусские нефтепродукты в $180/т стоимость бензина и дизтоплива на АЗС вырастет не менее чем на 1 грн./л. Это сделает цены на топливо в Украине выше, чем в Литве, Польше и Германии (без учета акциза и НДС).
Не менее негативным следствием введения пошлин на импорт аналитики считают неизбежное усиление зависимости от Российской Федерации в нефтяной сфере. “В 2012 г. белорусские нефтепродукты занимали 40% украинского рынка. В случае введения пошлины Беларусь переориентирует свои нефтепродукты на рынки Европы, тогда как в Украине этот ресурс будет замещен топливом за счет российской нефти и российских нефтепродуктов, которые по итогам 2012 г. занимали в структуре украинского топливного рынка всего 14%. Важно отметить, что в отличие от белорусских бензинов и дизтоплива, которые с 2012 г. отвечают стандарту Евро-5, качество украинских и российских нефтепродуктов в подавляющем большинстве соответствует требованиям Евро-3, т. е. они не пригодны для длительного использования в современных автомобилях”, – говорится в пресс-релизе “Консалтинговой группы А-95”.
Весьма неочевидным считают эксперты “А-95” достижение главной цели пошлин – повышение эффективности работы украинских НПЗ, так как конфликт с Таможенным союзом может иметь непредсказуемые последствия. “Россия неоднократно демонстрировала умение переходить к нерыночному ценообразованию и ограничивать доступ к своим углеводородам, это мы видели и по отношению к Беларуси, и к Литве, и к Украине на примере ситуации 2009 г.”, – отметил С. Куюн. В этом случае сложно говорить об эффективной загрузке украинских НПЗ и в целом об их стабильном обеспечении сырьем. “В 2005-2009 гг. правительство сначала отказалось от крайне выгодных газовых договоров с Россией, а потом заключило новые соглашения, сделавшие цену на газ для Украины наивысшей в Европе, – напомнил С. Куюн. – Рассматривая возможность введения пошлин на импортные нефтепродукты, нынешнее правительство имеет шанс повторить ту же ошибку, но уже в нефтяной сфере: разрушить диверсифицированную систему поставок нефтепродуктов, отказаться от источников топлива с самой выгодной стоимостью и тем самым спровоцировать рост цен на украинских бензоколонках до европейского уровня”.
Министерство энергетики и угольной промышленности Украины вновь изучает возможность введения пошлин на импортные нефтепродукты. Так, 11 марта Министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) зарегистрировало жалобу 4 украинских НПЗ о возбуждении антисубсидиционного расследования в отношении импорта нефтепродуктов из Беларуси. Инициатором нового расследования является вице-премьер-министр Юрий Бойко, в аппарате которого данная жалоба была разработана летом 2012 г. в его бытность министром топлива и энергетики.
Переработка нефти в Украине в 2012 г. составила 4,57 млн. т, что на 49,5% (4,48 млн. т) меньше, чем в 2011 г., и в 2,4 раза (на 6,53 млн. т) меньше, чем в 2010 г. На сегодня работают 2 из 7 производств по выпуску нефтепродуктов. Нишу украинских нефтепродуктов занимают импортные, среди которых лидирующие позиции принадлежат НПЗ Беларуси. Так, с 2010 г. импорт белорусских нефтепродуктов вырос на 90,16% до 3,8 млн. т, что составляет 41,21% рынка. Участники рынка и эксперты считают причиной падения переработки нефти в Украине техническую отсталость и нежелание владельцев НПЗ инвестировать в их развитие. Владельцы НПЗ и отраслевое министерство считают, что украинские НПЗ вынуждены покидать рынок под давлением более дешевых нефтепродуктов из стран Таможенного союза, где действует льготный режим поставок российской нефти. (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)