Сообщение о том, что группа компаний “Газ Украина”, называющаяся сейчас Восточно-европейской топливно-энергетической компанией (ВЕТЭК), покупает Одесский НПЗ у “ЛУКойла”, ввергло участников топливного рынка в ступор. Если предприятие не смогла потянуть одна из крупнейших нефтяных компаний России, то за счет чего собирается сделать это компания Сергея Курченко? Трудно предположить, что без 5 минут новый владелец не осознает ожидающих его рисков, что еще больше усиливает интригу.
Одесский НПЗ приносил “ЛУКойл” преимущественно имиджевые и материальные потери. Компания приобрела его в 1999 г. на приватизационном конкурсе совместно с компанией “Синтез Ойл”, контролирующей одесскую нефтеперевалку. Альянс выглядел перспективно, так как производственные мощности сочетались с нефтеперевалкой. Основную роль в управлении заводом взяли на себя менеджеры “Синтеза”, имевшие свои представления о приоритетах в развитии предприятия. Однако проблемы появились почти сразу. В 2000-2001 гг. вспыхнул скандал из-за невыполнения “ЛУКойлом” инвестиционных обязательств по поставкам нефти, в связи с чем Фонд госимущества Украины подал судебный иск о расторжении приватизационного договора. Но при участии тогдашнего президента Леонида Кучмы конфликт был улажен: договор переписали, предусмотрев 10-кратное увеличение инвестиций в модернизацию, но на 10% снизили обязательства по поставкам нефти. Чуть позже завод сотрясали скандалы, связанные с претензиями властей к налоговой дисциплине предприятия и связанных с ним торговых структур, что, впрочем, в те времена касалось всех НПЗ.
В 2002-2003 гг. “ЛУКойл” выкупил акции Одесского НПЗ у “Синтез Ойла”, став единоличным владельцем завода. В тот же период произошла покрытая мраком история, которая в конечном итоге во многом предопределила дальнейшие беды НПЗ. Речь идет о том, что в процессе расставания с бывшим партнером “ЛУКойл” неведомым образом лишился гарантированного доступа к нефтеперевалке. А что такое завод на берегу моря без гарантированного экспорта? Это заложник политики владельца перевалки. Источники в компании винят в этом тогдашнего куратора экспорта Ралифа Сафина, но не стоит недооценивать и команду Александра Жукова, одного из крупных акционеров “Синтез Ойла”. Впоследствии близкие ему менеджеры блестяще вывели из полугосударственного “Укрнефтепродукта” контрольный пакет акций ОАО “Эксимнефтепродукт”, владеющего мощностями по хранению нефтепродуктов в Одесском порту. Тем самым они сконцентрировали всю “нефтяную” инфраструктуру мощнейшего пункта перевалки нефти и нефтепродуктов суммарной мощностью более 30 млн. т/год, которая в конечном итоге оказалась в руках крупнейшего игрока рынка – группы “Приват”.
Не менее странные вещи происходили и с самим заводом, несмотря на то, что после череды скандалов в 2003-2004 гг. его вывели из-под управления “ЛУКойл-Украины” и переподчинили напрямую Москве. Надо признать, что Одесский НПЗ изначально во всех смыслах был крайне слабым – и по качеству выпускаемого топлива, и по мощности. В советское время его главной задачей было обеспечение нетребовательного к качеству оборонного комплекса, т. е. в номенклатуре доминировали мазут и дизтопливо. “Гражданское” население все больше требовало бензина. Но модернизация шла вяло. В 2003 г. “ЛУКойл” заявил, что вложил в завод $46,3 млн., это в 1,8 раза превышало приватизационные обязательства. В результате смехотворных вложений в 2005 г. завод остановился сразу после того, как правительство Тимошенко заставило платить НДС на нефть на границе (до этого владельцы НПЗ завозили нефть через компании с льготным налогообложением). Вместе с этим испарилось практически 20%-ное преимущество переработчиков перед зарубежными конкурентами. Вместе с Одесским тогда остановился Херсонский НПЗ. Он был также приватизирован в 1999 г. “за недорого”, также принадлежал российскому инвестору – “Группе Альянс” и также предпочитал проводить пресс-конференции о светлом будущем вместо реальной модернизации.
Однако в отличие от “Альянса” урок 2005 г. пошел “ЛУКойлу” на пользу. Завод был остановлен на 3 года для проведения первого этапа модернизации и к 2008 г. имел несколько новых установок – висбрекинга, изомеризации, а также собственную ТЭЦ. Но этого было мало. Уменьшив количество производимого мазута, НПЗ стал выпускать больше вакуумного газойля, сырья для установок вторичной переработки, которыми завод не располагает. Отбор бензина остался столь же низким, хотя его качество удалось несколько улучшить, но не выше требований стандарта Евро-3. Иными словами, убыточность переработки не исчезла.
“Консультанты, партнеры и акционеры рекомендовали Вагиту Алекперову (президент “ЛУКойла”) продать Одесский НПЗ, но он никого не хотел слушать, как будто прикипел к этому активу”, – вспоминает один из топ-менеджеров компании в Украине. По его словам, поскорее избавиться от НПЗ рекомендовали и специалисты американского гиганта ConocoPhilips, который в 2004-2006 гг. стал крупным миноритарием российской компании. “По итогам инспекции ОНПЗ они сказали, что завод мощностью менее 5 млн. т не имеет будущего, тем более требовались огромные инвестиции в углубление переработки и качество. Однако их никто не слышал”, – говорит бывший сотрудник компании.
В 2008 г. завод снова пустили. Но украинский сбытовой офис был не в восторге от этого. “Нас заставляли продавать одесский бензин качества Евро-3 по ценам основных конкурентов, торгующих в то время маркой Евро-5, это сильно ударило по продажам”, – вспоминает собеседник.
В 2009 г. экономика ОНПЗ захромала на обе ноги. Трубопроводная монополия “Укртранснафта” заявила о ре-версировании Приднепровских нефтепроводов – исторического маршрута поставок российской нефти в Одессу – для поставок “морского” сырья на кременчугскую “Укртатнафту”, к тому времени захваченную группой “Приват”. Александр Лазорко, новый глава “Укртранснафты” и старый боец группы “Приват”, предложил россиянам переориентироваться на поставки через простаивающий нефтепровод Одесса – Броды. Нефть получалась на $6/т дороже, но все же лучше, чем по морю. Недолго повозмущавшись, “ЛУКойл” направил нефть по новому маршруту.
В октябре 2010 г. завод остановился не без участия ДП “Ливела” – безналогового импортера, через которого трей-деры начали поставлять топливо в Украину. И хотя к концу года эта лавочка закрылась, завод не смог возобновить переработку, так как оказался без трубопроводных маршрутов нефти. Глава Минэнерго Юрий Бойко и “Укртранснафта” развернули Одесса – Броды для поставок нефти в белорусский Мозырь (в дальнейшем это не помешало министру высказываться о тяжелой судьбе украинских НПЗ).
К концу 2012 г. положение “ЛУКойла” в Украине стало крайне незавидным. Несмотря на то, что и Приднепровские нефтепроводы, и Одесса – Броды остановились еще в 2011 г., маршруты поставок нефти Одесскому НПЗ украинские власти так и не открыли. Кроме того, компания была вынуждена остановить самый мощный украинский актив – калушский “Карпатнефтехим”, в который, по данным владельца, было вложено около $500 млн.
Не радует Москву и сбытовое подразделение “ЛУКойл-Украина”, владеющее 260 АЗС: в последние 2 года показатель EBITDA в 2-3 раза ниже, чем в рекордные для компании 2007-2008 гг. (около $33 млн.), убытки за 2011-2012 гг. составили $53 млн. Это при том, что основные игроки рынка показывают прибыль. Такой провал по всем украинским фронтам заставил Вагита Алекперова объявить для себя текущий год годом Украины, рассказали источники в аппарате главы компании.
Первым настала очередь Одесского НПЗ. Впервые тема продажи завода зазвучала в начале 2012 г., когда заговорили о создании на базе Одесского НПЗ совместного предприятия, участниками которого в разное время назывались “Газ Украина”, SOCAR, группа “Приват”, не исключалось и сохранение места для “ЛУКойла”. Подтверждением того оживления является приказ “ЛУКойла” в феврале 2012 г. готовить завод к пуску. Заводчане кинулись искать по рынку материально-технические ресурсы, восстанавливать оборудование, но в итоге все сошло на нет. Возможных причин сбоя несколько. Во-первых, трубопроводный маршрут никто так и не открыл. Во-вторых, “ЛУКойл” занял принципиальную позицию в вопросе возврата Одесскому НПЗ многомиллионной задолженности по экспортному НДС, которую государство “забывало” вернуть несколько лет. По разным данным, подтвержденный долг составлял 150-250 млн. грн., без решения этого вопроса компания категорически отказывалась обсуждать тему пуска НПЗ, не веря более никаким обещаниям. Но основной версией все же выглядит позиция основного лица – группы компаний “Газ Украина”. Ее лидер Сергей Курченко, окруживший себя известными на рынке специалистами в области логистики и нефтепереработки, понимал, что одесский актив весьма проблемный, поэтому решил побороться за намного более респектабельный Лисичанский НПЗ компании ТНК-ВР. Осенью 2012 г. Курченко неожиданно составил конкуренцию Дмитрию Фирташу, который считал, что “Линик” уже у него в кармане. Однако в итоге завод не достался никому, сделка сорвалась за день до закрытия. В конце октября “Роснефть” ошеломила всех новостью о поглощении ТНК-ВР, а глава нового российского гиганта Игорь Сечин поблагодарил всех за участие, сняв вопрос продажи завода с повестки дня (тем не менее, “Газ Украина” недавно заявила, что интерес к “Линику” не теряет).
“ЛУКойл” можно сравнить с автомобилистом, который обычно рад новой машине только в моменты ее покупки и продажи. Даже если Алекперов отдал завод бесплатно, его можно поздравить. Если же удалось продать за $200 млн., как промелькнуло в прессе, то это успех. По разным оценкам, простаивающий НПЗ приносил $20-30 млн. убытка в год. Скорее всего, пуск предприятия усугубил бы ситуацию, ведь с такой глубиной переработки, затратной логистикой поставок нефти и “Приватом” в порту убыток был бы не меньше. В свою очередь, снабжение бизнеса в Украине компания наладила с НПЗ в Румынии, Болгарии, Беларуси и России.
А что будет делать в Одессе новообразованная ВЕТЭК – это главный вопрос, который задают участники рынка. Не приходится исключать, что Курченко под силу вернуть в Одессу трубопроводную нефть, но это лишь уменьшит убытки, но не исключит их. Возможны и осложнения: где гарантия, что российские компании согласятся поставлять нефть в Одессу? Или что российская “Транснефть” изыщет возможность дополнительных поставок нефти по давно забытому маршруту? Политическая ситуация шаткая, ничего исключать нельзя. Оптимисты наверняка вспомнят об азербайджанской нефти, но ее поставка равноценна сжиганию банкнот в печах технологических установок Одесского НПЗ. Кроме того, почему-то кажется, что SOCAR не найдет ресурсов для этого завода…
Сделать НПЗ прибыльным могут только масштабные инвестиции – не менее $500 млн., на освоение которых понадобится не менее 5 лет. Не исключено, что новый владелец рассчитывает на государственную поддержку, здесь весьма симптоматично возобновились разговоры о необходимости введения пошлин на импорт нефтепродуктов, в частности белорусского производства. Неизвестно, приложил ли к этому руку новый владелец Одесского НПЗ, но не вызывает сомнений, что такую инициативу он будет искренне поддерживать. Необходимо быть волшебником, чтобы вдохнуть в НПЗ жизнь. Посмотрим, какие “фокусы” покажет нам ВЕТЭК. (Зеркало недели/Химия Украины, СНГ, мира)