Украинское антисубсидарное расследование осуществляется в интересах украинских производителей нефтепродуктов, по итогам которого пострадают интересы украинских потребителей и белорусских поставщиков. Об этом 18 марта сообщили эксперты из Украины и Беларуси, оценившие инициированный украинскими НПЗ процесс расследования нанесения вреда украинским производителям моторного топлива.
Президент Украины Виктор Янукович указом №128/2013 от 12 марта утвердил “Национальный план действий на 2013 год по внедрению программы экономических реформ “Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство”. Согласно документу, правительство Украины в марте 2013 г. должно провести антисубсидарное расследование поставок на украинский рынок нефтепродуктов, наносящих ущерб украинским производителям нефтепродуктов. Таким образом власти Украины отреагировали на обращение четырех украинских НПЗ в Минэкономразвития, просивших провести расследования поставок белорусских нефтепродуктов на украинский рынок. Была создана межведомственная комиссия, подотчетная главе Кабмина Николаю Азарову и его зампреду, курирующему ТЭК, Юрию Бойко.
Украинский политолог Юрий Романенко считает, что не первая попытка уличить белорусских производителей нефтепродуктов в недобросовестной конкуренции связана не столько с экономическими факторами и заботой украинского правительства о национальном потребителе, сколько с политическими факторами, где тесно переплетены интересы “Семьи” (“Клана Януковича” – сына президента Александра Януковича и др. бизнесменов) с неотложной необходимостью модернизации нефтепереработки на Украине. Таким образом, антисубсидарное расследование поставок на украинский рынок белорусских нефтепродуктов следует рассматривать в контексте политико-властных отношений, а не только интересов белорусских экспортеров и украинских импортеров.
“Это связано с тем, что «семья» берет под контроль нефтепереработку. Естественно, им невыгодно поддерживать импорт нефтепродуктов в Украину, – сказал Романенко. – Объективно Украине выгодно перерабатывать сырье на своей территории. Тем более, что существующих заводов с лихвой хватило бы, чтобы закрыть потребности республики в различных видах нефтепродуктов”. “Поэтому антисубсидарное расследование – это шаг на опережение. Сворачивание импорта позволит лучше контролировать рынок и увеличит рентабельность, а также ограничит ресурсы олигархов, которые держат под контролем импорт, – продолжил политолог. – Одновременно государство субсидирует модернизацию НПЗ, которые возьмет под контроль «семья». По крайней мере, именно об этом говорят в Киеве и, думаю, что так все и произойдет”. “Поэтому Беларусь будет терять этот рынок по мере укрепления позиций “семьи”, – сделал вывод Романенко.
“По мере перехода контроля над НПЗ в руки «семьи» поток импорта будут снижать, – считает политолог. – «Семья» после покупки Одесского НПЗ, скорее всего, будет его модернизировать для переработки легкой азербайджанской нефти. А Кременчугский НПЗ, который будут забирать у Игоря Коломойского, останется ориентирован на сернистую российскую. Судьба Лисичанского НПЗ пока туманна: после хозяйствования российских собственников предприятие не в лучшем состоянии”.
“Если Янукович задержится в Киеве, то Мозырьскому НПЗ будет туговато, – отметил политолог. – Но объективно в интересах Украины данная стратегия – правильная”.
Комментируя последствия ограничения импорта белорусских нефтепродуктов для украинского потребителя, Романенко сказал: “Он в любом случае будет страдать, потому что жизненная миссия украинца – страдание. Это постоянная величина, которую можно вынести за скобки”.
Белорусский экономист Александр Синкевич считает, что украинское антисубсидарное расследование, направленное против импорта белорусских нефтепродуктов, если будет начато, то вряд ли даст быстрые и однозначные результаты. “Оперативно повысить импортные пошлины будет непросто, учитывая наличие влиятельных противников такой меры внутри Украины, – сказал белорусский эксперт. – Тем более, что на государственном уровне должны быть подготовлены меры, предотвращающие возникновение дефицита автомобильного топлива. Хотя для владельцев украинских нефтеперерабатывающих заводов это наиболее привлекательный сценарий, позволяющий взвинтить цены на внутреннем рынке и обеспечить получение привычной нормы прибыли, однако он таит угрозу социально-экономической дестабилизации в Украине, что правительство вынуждено учитывать в антидемпинговых планах”.
По мнению Синкевича, риски для белорусских поставщиков могут актуализироваться во втором полугодии 2013 г. или позже. “К этому времени украинский нефтяной рынок может отработать схему с временным замещением белорусских нефтепродуктов румынскими, а также подготовить собственные НПЗ к наращиванию объемов переработки”, – отметил эксперт.
“Одновременно следует прогнозировать активизацию российских финансово-промышленных групп, которые постараются использовать сложную ситуацию на украинском рынке в свою пользу: в частности, могут быть предложены льготные условия поставки нефти в обмен на контроль над украинскими НПЗ, – продолжил Синкевич. – При таком развитии событий белорусские поставщики нефтепродуктов могут не выдержать конкуренции, поскольку возможности для ценового маневра у них значительно уже, чем у российских или румынских игроков, ввиду отсутствия собственной нефти. При этом следует учитывать, что к тому времени белорусские НПЗ могут перейти в собственность российского бизнеса – соответственно, из инструмента белорусской государственной политики они превратятся в рядовой рычаг экономического давления Российской Федерации на Украину”. “В этой связи единственным приемлемым выходом для белорусской стороны выглядит не ситуативное усиление демпинговой игры на украинском рынке, а активизация переговорного процесса с целью долгосрочного согласования позиций двух стран по всем спорным вопросам”, – резюмировал Синкевич.
Украинский рынок нефтепродуктов является одним из важнейших для белорусского экспорта. На протяжении последних 4 лет Беларусь наращивала поставки в Украину, а украинские производители нефтепродуктов просили правительство защитить их от белорусского демпинга. Так, в январе 2011 г. в Министерство энергетики и угольной промышленности обратились 6 украинских НПЗ с просьбой ввести пошлины на импорт бензинов. В конце января 2012 г. Белорусская нефтяная компания (БНК) и МИД Беларуси категорически отвергли обвинения в демпинге на украинском рынке. По итогам 2012 г. украинская сторона не приняла ограничительных мер в отношении импорта белорусских нефтепродуктов, занявших около четверти украинского рынка. Однако в 2013 г., по мнению экспертов, официальный Киев может решиться на такой шаг, тогда белорусская сторона потеряет около $3 млрд. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)