Нефтеперерабатывающим заводам нужно предоставить льготы, чтобы они могли модернизировать мощности, а также четко установить дату, когда перестанут действовать старые стандарты – это станет серьезным стимулом для владельцев НПЗ, чтобы они задумались о модернизации своих заводов. Такое мнение высказал президент ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” Леонид Косянчук, комментируя намерения правительства возродить украинскую нефтепереработку. Эксперт отметил, что правительство должно усилить борьбу с контрабандными поставками топлива, а также “серыми” схемами его импорта. Из-за этого бюджет недополучает налогов на миллиарды гривен. “Еще в 2006 г. мы предлагали предоставить ряд льгот для НПЗ, которые помогли бы их владельцам модернизировать заводы. Эти предложения касались предоставления льгот при импорте оборудования: освобождение от уплаты импортных пошлин и НДС, поскольку у нас такое оборудование не производится. Я лично готовил несколько законопроектов, но до сих пор ничего не изменилось. Поэтому сейчас нужно будет вносить такие изменения в законодательство”, – сказал Косянчук.
Он подчеркнул, что поскольку сегодня нефтепереработка принадлежит частным владельцам, кроме “пряника нужно применить и кнут”. Глава объединения операторов рынка нефтепродуктов напомнил, что уже более 2 лет правительство постоянно переносит сроки отмены старых стандартов на топливо “Евро-3”. “Если бы были установлены четкие сроки, когда такое топливо станет вне закона, владельцы НПЗ сами были бы заинтересованы в модернизации своих заводов”, – подчеркивает эксперт. Косянчук отметил, что для перехода на более высокие стандарты качества в украинские НПЗ потребуется инвестировать не менее $4,5-5 млрд. – именно в такую сумму обойдется модернизация устаревших заводов, которая может растянуться примерно на 3 года. В то же время национальный план предполагает завершить модернизацию отечественной нефтепереработки до 2015 г.
Комментируя вероятность введения пошлин на импортное топливо (эту возможность также предусматривает национальный план действий, но предварительно будет проведено субсидиарное расследование), эксперт отметил, что это тупиковый путь, поскольку расходы владельцев НПЗ по модернизации будут переложены на плечи потребителей топлива. Ранее премьер-министр Николай Азаров также высказался против введения пошлин, поскольку это приведет лишь к росту цен.
В подписанном президентом Виктором Януковичем национальном плане действий на 2013 г. предусмотрен ряд мер, направленных на модернизацию и восстановление работы НПЗ. Среди них – стимулирование реконструкции и модернизации заводов до 2015 г. и усиление контроля за качеством нефтепродуктов. Программа предусматривает выделение бюджетных средств на закупку стационарных и передвижных лабораторий контроля качества, установление окончательных сроков для перехода на выпуск топлива стандарта “Евро-4”. Кроме того, правительство разработает и представит на рассмотрение Верховной Рады законопроект, который будет стимулировать инвестиции в модернизацию НПЗ. Эти задания, согласно утвержденному президентом плану, должны быть выполнены до конца марта 2013 г.
Сейчас простаивают Одесский и Лисичанский нефтеперерабатывающие заводы. Представители Минэнергоугля уверяют, что в ближайшие месяцы эти НПЗ возобновят работу. По оценкам экспертов, сегодня около 75-80% топлива, которое продается в Украине, – импортное. Доля бензина и ДТ отечественного производства в последние годы постоянно снижается. (rbc.ua/Химия Украины, СНГ, мира)