Сразу в нескольких областях Украины возник дефицит инсулина – жизненно необходимого препарата для диабетиков. Региональные отделения Минздрава не могут провести его закупку из-за жалоб государственной фармацевтической компании “Индар” в Антимонопольный комитет. Компания борется за восстановление своих позиций на рынке объемом 600 млн. грн. и требует возобновить централизованные госзакупки препарата.
В нескольких регионах страны были отменены тендеры по закупке инсулина. “Департаменты здравоохранения облгосадминистраций не смогли начать торги. Их проведение приостановил Антимонопольный комитет по жалобе компании “Индар”, – рассказал топ-менеджер одной из международных фармацевтических компаний. В результате в нескольких регионах возник дефицит инсулина. “Это жизненно необходимый препарат для диабетиков. Поэтому больные вынуждены покупать его самостоятельно, хотя государство обязано обеспечить их лекарством”, – говорит руководитель Международной диабетической ассоциации (МДА) Людмила Петренко. В одной из фармкомпаний уточнили, что острый дефицит инсулина возник в Николаевской, Закарпатской, Тернопольской и Волынской областях.
“Индар” подал жалобы на 13 тендеров. Компания пожаловалась на то, что условия тендеров не позволяют ей принять в них участие, объяснил начальник отдела рассмотрения жалоб в непроизводственной сфере управления по вопросам обжалования решений в сфере госзакупок Антимонопольного комитета (АМКУ) Роман Коваль. “Главные нарушения – это отсутствие в условиях тендеров пункта о том, что в нем может участвовать производитель препарата, эквивалентного оригиналу, хотя эта норма есть в законодательстве. А также условие, что срок годности препаратов после открытия флакона составляет 42 дня, а картриджа – 28 дней”, – уточнил он. Также “Индар” жаловался на пункт, в котором указывается, что победитель тендера оплачивает услуги юристов, сопровождавших проведение тендера. Комитет приостановил проведение 13 тендеров, в 8 из них обязал организаторов изменить конкурсные условия.
В компании “Индар” и МОЗ комментариев не предоставили. Один из чиновников на правах анонимности отметил, что “условия конкурсов действительно были непрозрачными”. Будут ли в связи с этим применены санкции к чиновникам, он не уточнил. Сейчас “Индар” занимает около 30% рынка продаж инсулина в натуральном выражении. Крупными игроками также являются “Фармак” (32%) и Novo Nordisk (30%). Остальное приходится на Sanofi-Aventis, Eli Lilly и “Биотон”. Практически 100% инсулина на рынке закупается за госсредства. По данным МДА, в 2013 г. на закупку инсулина выделено чуть больше 600 млн. грн.
Действия “Индара” понятны – компания пытается вернуться на рынок, говорит директор консалтинговой компании “Агентство медицинского маркетинга” Юрий Чертков. Из-за корпоративного конфликта компания потеряла рыночную долю. В 2008 г. государственный пакет акций в 70,7% был продан неизвестной компании за долги. Акции “Индара” были возвращены государству в марте 2012 г. На тот момент доля “Индара” на рынке инсулина составляла 21% в денежном выражении (109 млн. грн.), ранее достигала 80%. Компания сейчас добивается введения централизованных закупок инсулина. В июле 2012 г. Любовь Вишневская обратилась к народным депутатам с просьбой создать законодательные условия, при которых управления здравоохранения областных государственных администраций отдавали бы “Индару” предпочтение при госзакупках. Государство уже переходило на централизованные закупки инсулина у “Индара”. “Это произошло в 2002 г. После этого стали поступать жалобы пациентов на качество инсулина”, – отмечает Людмила Петренко. По ее словам, ассоциация предпринимала все возможные шаги для того, чтобы эту норму отменили, так как от этого страдали пациенты. “Для того, чтобы адекватно перевести пациента с инсулина одного производителя на другой, нужна его госпитализация на 1,5-2 недели. К тому же изменение инсулина может привести к аллергизации. Пациент не должен лишаться права выбирать более качественный препарат”, – считает топ-менеджер в одной из фармкомпаний.
Юрий Чертков не исключает, что условия тендеров могли быть непрозрачными. Топ-менеджер, близкий к одной из компаний-участниц тендеров, отмечает, что “эквивалентность” препарата необходимо еще доказать. “Инсулин – это биологический препарат, в этом случае доказать эквивалентность лекарства очень сложно. Более того, ВОЗ в 2009 г. вынес решение в ЕС о том, что понятие эквивалентности не применяется к биологическим препаратам”, – поясняет собеседник. (Коммерсантъ Украина/Химия Украины, СНГ, мира)