Минфин РФ к середине мая подготовит предложения по повышению НДПИ на нефть и одновременному снижению экспортной пошлины до 57-58% с 60% от цены на нефть. Данное изменение повлияет на расчет экспортных пошлин на нефтепродукты, которые определяются по формуле “60-66”, сообщил министр финансов Антон Силуанов.
В марте 2012 г. министерства и ведомства начали обсуждать возможность изменения с 2014 г. системы расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты; предлагалось изменить действующую формулу расчета “60-66” на “55-60”. Такая мера, по мнению чиновников, будет способствовать стабилизации объема нефтедобычи в стране, позволит вовлечь в разработку большое количество новых месторождений и позволит получить нефтекомпаниям приемлемую норму доходности. При этом Минфин указывал на то, что в случае снижения пошлин необходимо проработать возможность компенсации выпадающих расходов бюджета.
“Наши предложения по НДПИ на нефть идут со снижением экспортной пошлины на нефть. При экспорте это будет нулевая операция, а для внутреннего рынка это может быть небольшое увеличение”, – сказал Силуанов.
Глава профильного департамента Минфина Илья Трунин пояснил, что “делать это надо очень аккуратно, избегая резких движений, сокращать экспортную пошлину нужно не больше, чем на 2-3% в год”. “Соответственно, поскольку база НДПИ значительно шире, чем база экспортной пошлины, так как экспортируется не вся добываемая в России нефть и нефтепродукты, то для компенсации выпадающих доходов НДПИ надо в процентном отношении повышать на меньшую сумму. Но надо решиться, чтобы начать этот процесс”, – сказал он, не уточнив, на сколько будет повышаться НДПИ, отметив, что это будет рост на проценты, а не на десятые доли. “Мы представляем, что начать это можно со следующего года – начать процесс снижения пошлины на нефть. Посмотреть на реакцию, сделать это темпами не больше 2-3 процентных пункта в год, то есть если пошлина 60% от цены на нефть, то она может снизиться до 57-58%, но при этом повышая ставку НДПИ”, – сказал он, отметив что с такими темпами можно будет отказаться от экспортной пошлины через 30 лет. Трунин пояснил, что пока это предложение не включено в “Основные направления налоговой политики на 2014-2016 годы”: Минфин планирует представить свои предложения по НДПИ и экспортной пошлине к середине мая.
В настоящее время в России действует так называемый налоговый режим “60-66”, введенный с 1 октября 2011 г. За счет уменьшения коэффициента в формуле расчета экспортной пошлины на нефть с 65 до 60 она снизилась примерно на 7%. Ставки пошлин на нефтепродукты унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть, при этом сохраняется повышенный уровень пошлины на экспорт бензина – 90% от пошлины на нефть.
Трунин напомнил, что несколько лет назад Минфин выступал с этими предложениями, они нашли отражение еще в стратегии-2020, в которой есть рекомендация об отказе от экспортных пошлин на нефть, прежде всего потому, что это мера нерыночная, это фактически субсидирование экономики. “Это (снижение пошлины и повышение НДПИ) пока не планируется (в основных направлениях налоговой политики) этот процесс надо начинать, поскольку одним из контекстов прошедшего совещания у президента было то, что необходимый набор мер для экономического развития уже был разработан экспертным сообществом в прошлом году, называется он “Стратегия-2020″ и неплохо бы начать его реализовывать. А с точки зрения пошлины и НДПИ можно спорить с тем, правильно или нет выбрана стратегия, но конечная цель, с нашей точки зрения, поставлена правильно – отказ от экспортных пошлин и перенос их на внутренние налоги”, – заключил он.
По словам представителя Минфина, данные меры никак не связаны с наполнением дорожных фондов. Ранее Минфин называл повышение ставки НДПИ на нефть на 5% в 2014 г. как крайнюю меру для наполнения дорожных фондов. В связи с переходом на марки бензина Eвро-4 и Eвро-5 дорожные фонды могут недополучить в ближайшие 3 года 100 млрд. руб. Основной компенсирующей мерой Минфин предлагает сделать повышение ставок акцизов на бензин класса Eвро-4 и Eвро-5 и повышение экспортной пошлины на мазут с нынешних 66% до 70% и выше в 2014 г.
“В дорожных фондах необходимо на какую-то величину, которая, тем не менее, сохранит стимулы для производства топлива высоких классов, поднять акцизы на пятый класс, выровнять третий и четвертый, а если этих мер будет недостаточно, повысить раньше времени экспортную пошлину на мазут. Если нам скажут, не трогайте ни акцизы, ни экспортную пошлину на мазут, у нас другого источника как повышение НДПИ на отрасль не останется”, – пояснил Трунин.
Он отметил, что речь идет о повышении пошлины на мазут в 2014 г. до 70-71%. “На мазут идет сейчас обсуждение с Минэнерго того, насколько мы можем повысить акцизы на пятый класс. У нас есть понимание, что если мы возьмем все выдающие доходы в 2014-2015 гг. и поделим их на две части, то выпадающие доходы 2015 г. мы полностью можем компенсировать за счет акцизов, потому что там нет маневра в части мазута, там и так 100% на мазут стоит (в 2015 г. экспортная пошлина на мазут должна быть приравнена к экспортной пошлине на нефть). В 2014 г. мы можем половину выпадающих компенсировать за счет повышения акцизов, половину – за счет экспортной пошлины на мазут”, – сказал он. При этом Трунин не уточнил, о каком повышении акцизов в 2014 г. идет речь, поскольку “пока не посчитали до конца цифры, потому что у нас нет окончательного прогноза производства топлива различных классов на 2013-2015 гг., а без этого прогноза невозможно рассчитать сумму выпадающих доходов”. “Наши предложения по темпам повышения ставки акцизов на бензин зависит от того, во сколько мы оценим сумму выпадающих доходов. Выпадающие доходы 2015 г. мы можем полностью компенсировать за счет акцизов, соответственно повышение акцизов в 2015 г. будет больше. Повышение акцизов в 2014 г., если мы на это пойдем, будет меньше, чем в 2015 г., но остаток можно добрать за счет повышения пошлины на мазут”, – сказал он.
Он не исключил и такой вариант, что будет принято решение наполнять дорожные фонды за счет налогов с других отраслей экономики РФ. “Если нам не скажут, что надо финансировать дорожное строительство за счет других налогов. Глава “Роснефти” Игорь Сечин предложил посмотреть на другие сектора, но это более широкая дискуссия, она пока не начиналась”, – сказал Трунин. Недавно замминистра финансов Сергей Шаталов сообщил, что Минфин РФ не рассматривает возможность повышения налоговой нагрузки на телекоммуникационные и горнодобывающие компании, комментируя прозвучавшее предложение Минфину со стороны главы “Роснефти” о поиске дополнительных источников доходов за пределами нефтяной отрасли. Как заявил Сечин, Минфину следует обратить внимание на такие товары, как никель, медь, зерно, а также на такую отрасль, как связь. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)