Европарламент принял комплекс мер поддержки европейского углеродного рынка. Он запрещает выпуск в обращение 900 млн. новых разрешений на выбросы до 2020 г. Цены СО2 уже среагировали на решение парламентариев, поднявшись на 75 центов до EUR4,6/т. Для окончательного вступления плана в силу необходимо его утверждение Европейским советом, где ключевое слово за Германией, которая неоднозначно относится к плану спасения рынка.
Первую попытку спасти углеродный рынок ЕС (ЕТС), цены на котором колебались вблизи порогового значения на протяжении последнего года, европейские парламентарии предприняли в апреле. Тогда планы ограничить вывод на рынок новых разрешений на выбросы не нашли поддержки депутатов, опасающихся роста цен на электроэнергию в условиях кризиса в еврозоне. За прошедшие месяцы в пакет документов был внесен ряд поправок, в том числе речь шла о выделении дополнительных средств предприятиям ЕС для инвестирования в энергоэффективные проекты. Но на финальном голосовании эти поправки были отвергнуты.
Суть реформы заключается в ограничении предложения на рынке – в частности, выход на ЕТС новых разрешений на выбросы общим объемом в 900 млн. т будет временно приостановлен до 2020 г. С 2013 г. по 2020 г. компаниям в ЕС было выделено разрешений примерно на 16 млрд. т. При этом первоначальная цена за тонну сокращений составляла порядка EUR15-20. Но из-за экономической рецессии в еврозоне спрос на сокращения значительно снизился. Кроме того, критики системы обвиняли власти ЕС в бесплатной раздаче большого количества прав на выбросы, наводнивших рынок (на данный момент излишек квот на рынке оценивается в 1,5-2 млрд. т, что приблизительно соответствует ежегодному уровню выбросов СО2 в ЕС). В результате к осени 2012 г. цены СО2 рухнули до 60 евроцентов/т, чуть выправившись к весне 2013 г., до EUR3-4. Нынешнее решение Европарламента уже оказало действие на уровень цен: стоимость фьючерсов на единицу сокращения тонны СО2 с поставкой в декабре повысились до EUR4,6.
Согласно плану спасения рынка, утвержденному Европарламентом, 900 млн. т в перспективе все же будут выпущены на рынок. При этом специальная комиссия ЕС будет внимательно следить за действиями компаний и предприятий из Еврозоны, в том числе отслеживать перенос энергоемких производств за границы ЕС.
Окончательный пуск плана спасения европейского углеродного рынка состоится после его утверждения Европейским советом осенью 2013 г. Так как в совете голосование проходит по странам, ключевое слово за Германией, которая обладает максимальным количеством голосов. Пока позиция одного из “зеленых” лидеров ЕС остается неоднозначной. До недавнего времени Министерство экологии страны, находясь под давлением Министерства экономики, предпочитало воздерживаться от поддержки мер спасения рынка. К другим “воздерживающимся” странам относятся Испания, Португалия и Болгария, однозначно против пакета мер выступают Польша, Греция и Кипр.
Впрочем, несмотря на проблемы с ЕТС, все больше стран и регионов мира вводят внутренние системы регулирования выбросов СО2 в форме углеродных рынков. Сейчас подобное регулирование выбросов парниковых газов практикуют Австралия, Новая Зеландия, Норвегия, Казахстан (углеродный рынок пущен недавно), а также Калифорния и Квебек. В ряде других стран и регионов мира углеродные рынки функционируют в тестовом режиме или готовятся к пуску (интерактивная карта). В ближайшее время рынок сокращений выбросов будет пущен в ряде городов и провинций Китая, в том числе в Пекине, Шанхае и Шэньчжэне. Предполагается, что общий объем китайских рынков составит порядка 700 млн. т/год выбросов СО2, что сделает углеродную систему КНР второй по величине в мире после ЕТС. Ряд национальных и региональных рынков пытается “учиться на ошибках” ЕТС – так, Калифорнийская система торговли установила нижние и верхние ценовые пределы для единицы сокращения выбросов. Эксперты разных стран продолжают обсуждать перспективы объединения различных национальных и региональных углеродных рынков – например, немецкое Федеральное агентство по защите окружающей среды выпустило анализ текущего состояния углеродных рынков, а также перспектив для их сотрудничества.
О регулировании выбросов парниковых газов продолжают говорить и в России. Недавно эксперты и чиновники обсуждали этот вопрос в рамках ежегодного бизнес-форума “Деловой России”. Позиция правительства осталась довольно пассивной: представители министерств продолжают ждать инициативы от бизнеса, предлагая ему создать добровольную систему сокращения выбросов. Проект указа об установлении внутренней цели по снижению выбросов парниковых газов в РФ (до -25% к 2020 г. от уровня 1990 г.), разработанный почти год назад и получивший одобрение всех министерств, на протяжении последнего полугода не может покинуть администрацию президента. Представители бизнеса сомневаются в возможности принятия на себя дополнительной экологической нагрузки. Очевидно, что в условии отсутствия национальной цели сокращения выбросов парниковых газов (РФ не приняла на себя количественных обязательств во втором периоде Киотского протокола) о развитии внутренней системы рыночного регулирования можно рассуждать лишь на весьма абстрактном уровне. (kommersant.ru/Химия Украины, СНГ, мира)