Министерство экономического развития и торговли Украины на 3 месяца продлило ДСТУ 3868-99 “Топливо дизельное. Технические условия”. Об этом сообщил источник в правительстве, ссылаясь на приказ Минэкономразвития №886 от 1 августа 2013 г., которым пролонгированы стандарты. По словам собеседника, министерство и лично его глава Игорь Прасолов выступали против продления “старых” ДСТУ. Данному продлению содействовал вице-премьер Украины Юрий Бойко. По словам источника, Ю. Бойко выступил резко против продления ДСТУ 4063-2001 “Бензины автомобильные. Технические условия”. Это связано с личным конфликтом вице-премьера с руководством ПАО “Укргаздобыча”, владеющего Шебелинским ГПЗ.
По мнению аналитиков “Консалтинговой группы А-95”, Шебелинский ГПЗ продолжит работу. Вопрос несоответствия стандартам выпускаемых предприятием бензинов, скорее всего, будет решен путем их экспорта, что “Укргаздобыча” практиковала и ранее, отправляя свои бензины как полупродукт для переработки в балтийские порты. Источники на рынке не исключают, что шебелинский бензин может быть размещен и на внутреннем рынке, но в настоящее время единственное предприятие, где данный продукт может быть доработан до товарной кондиции (Кременчугский НПЗ “Укртатнафта”), вряд ли заинтересован в этом.
1 июля закончилось действие ДСТУ 4063-2001 “Бензины автомобильные. Технические условия” и ДСТУ 3868-99 “Топливо дизельное. Технические условия”. В конце июня министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий заявил о том, что Кабинет министров Украины в течение месяца определится с вопросом продления сроков действия указанных ДСТУ. Министр также отметил, что Шебелинский ГПЗ не будет простаивать из-за технической неспособности выпускать топливо качества стандартов Евро-4 и Евро-5.
1 августа Кабинет министров Украины принял техрегламент “Относительно требований к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу”, который вступит в силу через 6 месяцев со дня подписания. Согласно последней публично доступной версии техрегламента, оборот бензинов и дизельного топлива, соответствующих экологическому классу Евро-3, будет продлен до 31 декабря 2015 г. Оборот топлива Евро-4 предполагается продлить до 31 декабря 2020 г. При этом оборот топлива Евро-5 во времени не ограничен.
Ранее эксперты топливного рынка критиковали проект технического регламента за пролонгацию низких требований к топливу. Продление действия устаревших стандартов может привести к росту импорта в Украину российского дизельного топлива ниже Евро-3. В России техрегламент предусматривает выпуск в обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива стандарта Евро-3 до 31 декабря 2014 г., Евро-4 – до 31 декабря 2015 г. Действие Евро-5 не ограничено. (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)