Министерство экономического развития подготовило прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015-2016 гг. В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития РФ в январе-июле 2013 г., а также прогнозные показатели федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и Банка России. Наряду с другими отраслями в документе содержится прогноз развития фармотрасли.
Так, по данным Росстата, рост производства фармпродукции в январе-июле 2013 г. по отношению к соответствующему периоду 2012 г. составил 106,8%. По оценке, в 2013 г. данный показатель по сравнению с 2012 г. увеличится на 3,1%.
В период до 2016 г. производство лекарственных средств по важнейшим фармакотерапевтическим группам по сравнению с 2012 г. составит: средств лекарственных, содержащих пенициллин или прочие антибиотики в упаковках и флаконах – темпы роста соответственно 177,3% и 174,8%; кровезаменителей и других плазмозамещающих средств в упаковках и ампулах – 108,7% и 103,2%; болеутоляющих, жаропонижающих и противовоспалительных средств в упаковках и ампулах -166,8% и 111,8%; витаминных препаратов в упаковках и ампулах -194,4% и 104,2%; препаратов для лечения глазных заболеваний в упаковках – 126,5%; препаратов для лечения болезней эндокринной системы, органов пищеварения и других заболеваний в упаковках и ампулах – 164% и 100,5%; препаратов для лечения онкологических заболеваний в упаковках и флаконах – 199,5% и 94,5%. Производство лекарственных средств (в ценах соответствующих лет) в 2016 г. по сравнению с 2012 г. увеличится на 77,8%.
В 2014-2016 гг. продолжится реализация Стратегии лекарственного обеспечения населения России на период до 2025 г. В 2014-2015 гг. в рамках реализации стратегии будет создана эффективная система рационального использования лекарственных препаратов на основе принципов доказательной медицины, оптимизированы перечни, по которым осуществляется льготное лекарственное обеспечение населения, сформирован перечень по взаимозаменяемым лекарственным препаратам. На федеральном и региональном уровнях будет обеспечено ведение регистров пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение с учетом персональных данных. Будут созданы процедуры выведения из обращения клинически неэффективных и малоэффективных лекарственных препаратов, создана эффективная система контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных препаратов на всех этапах их обращения.
В 2015 г. будет введена система электронных назначений лекарственных препаратов с возможностью ее интеграции с системами поддержки принятия решений в области рациональной фармакотерапии.
С 2015 г. в выбранных субъектах Российской Федерации начнется реализация пилотных проектов по внедрению системы референтных цен на лекарственные препараты, а также по модернизации системы лекарственного обеспечения бесплатно или со скидкой для отдельных категорий граждан. В 2016 г. будет продолжена реализация пилотных проектов, по результатам реализации будут выбраны оптимальные модели системы референтных цен на лекарственные препараты и системы лекарственного обеспечения бесплатно или со скидкой для отдельных категорий граждан.
Планируется, что в результате реализации указанных мероприятий будут достигнуты следующие показатели (индикаторы):
– удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, будет увеличено с 94% в 2013 г. до 95,5% в 2016 г.;
– удовлетворение спроса на лекарственные препараты, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также трансплантации органов и (или) тканей, будет увеличено с 97% в 2013 г. до 98% в 2016 г.
При этом уровень удовлетворения потребности отдельных категорий граждан в лекарственных препаратах, обеспечение которыми осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, останется на уровне 30%.
В соответствии с бюджетными ограничениями в 2013-2016 гг. прогнозируется стабилизация расходов на здравоохранение на уровне 3,4-3,3% ВВП, а с учетом частных затрат расходы на здравоохранение составят 4,3% ВВП на протяжении всего прогнозного периода. В целевом сценарии расходы на здравоохранение оцениваются в 2016 г. в 5,5% ВВП, в т. ч. бюджетной системы – 4,3% ВВП. (Фармацевтический вестник/Химия Украины, СНГ, мира)