По словам замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Нины Нечипорук, ведомство категорически против введения плавающего акциза. Она пояснила, что в 2012 г. на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова ее ведомство сформулировало эту позицию, которая была поддержана правительством. В 2013 г. от ФАС и Минэнерго в Минфин никаких письменных заявлений по этому вопросу не поступало. Чиновница подчеркнула, что ФАС предлагает правительству утверждать плавающую ставку акциза ежемесячно специальным постановлением. «Это само по себе нереально, поскольку у согласования налога есть определенная процедура. Акцизы должны исчисляться по каждой партии реализуемых нефтепродуктов и выставляться в счете-фактуре покупателю. Если постановление не будет утверждено вовремя, налогоплательщик будет лишен информации о действующей ставке акциза. Какую он ставку применит в этом случае, непонятно. Потребуется производить перерасчеты. А акцизы – это косвенный налог, который включается в цену реализуемой продукции. Таким образом, непонятно, кто будет должен доплачивать налог, если размер ставки акциза не будет известен заранее», – недоумевает она.
Нечипорук напоминает, что сегодня установлены дифференцированные ставки акцизов в зависимости от класса бензина. Однако цена продукции следует за ее качеством, а не за акцизом: стоимость топлива класса “Евро-5” – самая высокая, акциз на этот вид бензина – самый низкий. Нечипорук подчеркивает отсутствие прямой зависимости между изменением акциза и ценой на нефтепродукты и считает, что цена на бензин зависит в первую очередь от соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке. «Если у вас покупают бензин по 30 руб., вы не будете его продавать по 25 даже в случае снижения акциза. Если же спрос упадет, нефтяники будут вынуждены снизить цену или разориться», – полагает она.
Еще одной проблемой, как утверждает представитель Минфина, может стать наполнение дорожных фондов, которые формируются за счет акцизов. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)