Импорт дизельного топлива стандарта Евро-3 по трубопроводам российской компании “Транснефтепродукт” продлен до 30 июня 2014 г. 31 октября истекает срок действия приказа Министерства экономического развития и торговли, которым разрешались поставки этой марки горючего на украинский рынок. Поэтому ведомство Игоря Прасолова утвердило новый документ, в котором продлено действие стандарта Евро-3 для дизтоплива на 8 месяцев. В то же время, “Технический регламент по требованиям к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу”, разработанный Минэнергоуглепромом и принятый правительством 1 августа, содержит условие о действии стандартов качества бензинов и дизтоплива, соответствующих требованиям Евро-3, до конца 2015 г. Эксперты отмечают, что важным условием этого документа является запрет на использование в бензинах присадок с содержанием фосфора, соединений свинца и железа, а также ароматических аминов (монометиланилины, моноэтиланилины и т. д.). Подразумевается также, что с 1 января 2017 г. будут введены ограничения на концентрацию марганца в присадках к бензинам.
Но ключевым аспектом Техрегламента является график перехода на более жесткие по сравнению с действующими в Украине европейские стандарты качества топлива, которые оказались не синхронизированы с Таможенным союзом.
Минэнергоуглепром продлил действие стандарта Евро-3 до 2016 г., хотя единственный поставщик топлив такого класса – Россия – запретит у себя его производство и использование годом ранее. В результате украинский рынок останется открытым для российского топлива низкого качества в течение года после того, как в самой России оно окажется вне закона.
По мнению директора Института потребительских экспертиз Юрий Чорнобривца, вытеснить некачественный бензин в Украине можно, внедрив стандарты Евро-4 и Евро-5, которые ежегодно откладывают депутаты. В Беларуси они уже действуют год, а в Украине их введение по инициативе Эдуарда Ставицкого в августе 2013 г. было отложено до конца 2017 г. Ситуация на рынке нефтепродуктов усугубляется еще и тем, что сейчас в Украине треть бензина, который реализуется на автозаправочных станциях страны, не соответствует действующим стандартам качества. По словам президента Киевского автомобильного клуба Максима Головина, качество бензина в Украине значительно хуже качества бензина в Европе и не менее 30% его рыночных объемов не отвечает ни старым украинским стандартам, ни стандартам Евро-4 и Евро-5. Несмотря на такую плачевную ситуацию, как обратил внимание Александр Сиренко из консалтинговой компании UPECO, государственная инспекция по делам потребителей проверяет менее 1% АЗС в Украине. “Ссылаются на недостаточное финансирование из бюджета. При этом в более чем 50% случаев инспекция находит несоответствие стандарта”, – отметил эксперт. По его словам, в 2012 г. Госпотребинспекция проверила лишь 17 млн. л нефтепродуктов, что почти вдвое меньше, чем в 2008 г. и составляет около 0,14% объема рынка Украины. (Экономические известия/Химия Украины, СНГ, мира)