Подразделение государственной саудовской компании Aramco, Saudi Total Refining and Petrochemical Company (SATORP), поставило первую партию газойля в восточную Африку с нового нефтеперерабатывающего завода Jubail, сообщает Platts. Партия в объеме 80 тыс. т принадлежит французской компании Total. Максимальное содержание серы в топливе составляет 30 ppm. Порт назначения – Момбаса, Кения. «На начальном этапе объем переработки нефти на заводе Jubail составляет 200 тыс. барр./сутки (50% от проектной мощности), – говорит источник.
Saudi Aramco принадлежат 62,5% в уставном капитале Jubail, Total – 37,5%.
По словам трейдеров, вторая партия газойля от SATORP в 80 тыс. т предназначена для Saudi Aramco ProductsTrading Company. Груз будет отгружен 2 ноября в порт Рас Танура.
В результате спред между газойлем с содержанием серы 10 ppm и 500 ppm должен сократится. Согласно прогнозу американской консалтинговой компании Energy Security Analysis Inc. (ESAI), в 2014 г. спред цены на 10 ppm к сорту нефти Brent составит менее $16/барр. по сравнению с $20/барр. в 2012 г. В последние годы рост спроса на газойль в королевстве стал доминирующим фактором, определяющим размер премий на это топливо на Ближнем Востоке.
В Саудовской Аравии Aramco использует в основном газойль 500 ppm. Однако в связи ростом спроса на газойль в стране компания не в состоянии удовлетворить его только за счет продукции SATORP. К тому же она не соответствует нормативам королевства. После выхода на проектную мощность НПЗ Jubail будет производить 190-200 тыс. барр./сут. газойля 10 ppm.
В январе-августе 2013 г. Саудовская Аравия ежемесячно импортировала 970 тыс. т газойля, что на 29% превышает аналогичный показатель 2011 г. В планах Aramco – продолжить импортировать газойль 500 ppm по контрактам FOB (до борта танкера в порту) с индийской компанией Reliance, бахрейнской Bapco и кувейтской KPC, а также закупать сырье на спотовом рынке. Кроме того, компания планирует закупки газойля 10 ppm у SATORP. Саудовская Аравия планирует продолжить импорт газойля 500 ppm, а поставки топлива 10 ppm, производимого SATORP, перенасытят рынок. В результате спред цены между этими сортами топлива сократится. По всей вероятности, избыток газойля 10 ppm будет направлен для реализации на рынках Европы, Африки и Азии. При этом больше всего пострадают индийские НПЗ RelianceIndustries and Essar Oil, которые в настоящее время являются крупнейшими региональными поставщиками низкосернистого дизеля в Европу и Африку. Кроме того, они поставляют газойль 500 ppm в Саудовскую Аравию.
Сейчас в атлантическом бассейне нет потребности в дополнительных объемах дизеля. Спрос на импортное топливо в Латинской Америке сокращается на фоне роста производства НПЗ США в Мексиканском заливе. А поставки низкосернистого дизельного топлива из России в Европу остаются рекордными. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)