По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, потребление мазута в Украине по итогам 10 месяцев сократилось на 44,8% до 151,6 тыс. т. Использование остальных видов нефтепродуктов упало не столь резко. Так, потребление бензина снизилось на 5,8% до 3,3 млн. т, дизтоплива – на 2,7% до 4,8 млн. т. Мазут, потребленный в стране, был произведен на украинских нефтеперерабатывающих предприятиях, его выпуск по итогам 10 месяцев составил 435,1 тыс. т.
Снижение потребления мазута произошло за счет перехода части ТЭЦ и ТЭС на уголь, а также более теплой погоды. Продажа мазута значительно влияет на экономику НПЗ, без решения проблемы с его сбытом либо дальнейшей переработкой увеличить загрузку заводов вряд ли удастся, отмечают эксперты. Как рассказали в пресс-службе ОАО “Галичина” (Дрогобычский НПЗ), сокращение спроса на мазут ставит под сомнения планы НПЗ по наращиванию объемов переработки. “Если мазут некуда будет продать, то экономического смысла перерабатывать нефть не будет”, – отметили на предприятии. При переработке 1 т нефти мазут составляет до 35% получаемой продукции. Если эти объемы не реализуют или продадут дешево, то нефтеперерабатывающие предприятия будут работать в убыток.
Поставлять мазут на экспорт сегодня также затруднительно. Генеральный директор консалтинговой компании “А95” Сергей Куюн отмечает, что внешние рынки не позволяют экспортировать весь производимый заводами продукт по приемлемой цене. “Российские и белорусские заводы на внешних рынках продают мазут по $550-580/т, то есть дешевле, чем стоит сырая нефть. Если мы будем продавать по такой цене, заводы будут работать с отрицательной рентабельностью”, – поясняет эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Вице-президент по переработке и нефтехимии компании “Роснефть” Игорь Павлов ранее сообщал о планах по пуску Лисичанского НПЗ весной 2014 г. По его словам, сейчас на заводе проходит плановый капитальный ремонт, в котором задействовано около 800 человек. А глава Минэнергоугля Эдуард Ставицкий заявил, что ведет переговоры с нефтедобывающими компаниями об увеличении поставок сырья на Кременчугский НПЗ в 2014 г. на 3 млн. т.
Ранее Министерство доходов и сборов обнародовало данные, согласно которым сокращение импорта топлива по итогам 9 месяцев составило 19,4%. Это произошло на фоне падения нефтепереработки на треть. Участники рынка объясняли сокращение потребления спадом в экономике и массовым переходом на топливо с высоким содержанием спирта. На снижение официального импорта также повлияло массовое производство неучтенных нефтепродуктов нелегальными мини-НПЗ.
Официально в Минэнергоугля статистику не комментируют. Однако, как рассказал источник в ведомстве, снижение потребления мазута связано с двумя основными факторами – аномально теплой осенью и переходом ТЭЦ и ТЭС на уголь в целях экономии дорогого природного газа. Так, в октябре ТЭС и ТЭЦ увеличили потребление угля на 11,7% (на 363 тыс. т) по сравнению с октябрем 2012 г. – до 3,4 млн. т. “Начатая программа отказа от дорогих видов топлива, таких как газ и мазут, дает плоды”, – сообщил источник в Минэнергоугля.
Куюн отмечает, что выходом для нефтеперерабатывающих заводов может стать увеличение глубины переработки. В этом случае мазут может быть переработан в светлые нефтепродукты, на которые есть спрос на рынке. (РБК-Украина/Химия Украины, СНГ, мира)