Профессор кафедры технологии переработки нефти Ростовского университета им. И. М. Губкина Михаил Левинбук считает, что топливо стандарта Евро 4, Евро-5 – удочка, на которую попалась Россия. Логика проста: расходами на переоборудование НПЗ из бюджета компаний оттягиваются значительные средства, которые могли бы быть израсходованы с лучшей пользой, нежели борьба с экологическими призраками, которые для большинства российских регионов не так актуальны. Западные компании, по словам М. Левинбука, «сняли двойные сливки» с технологий, которые были придуманы у них 40 лет назад, а теперь успешно продаются в России. Дело в том, что для густонаселенной маленькой Европы экологические стандарты на топливо действительно актуальны. В России же дело обстоит иначе, здесь нет необходимости вводить по всей территории одни и те же жесткие нормы. В связи с этим ученый предлагает применить для страны районирование, где нормы будут не столь жесткими для менее населенных регионов. Таким образом удастся добиться значительной экономии без особого ущерба для экологии путем отказа от неоправданных затрат.
М. Левинбук рекомендует присмотреться к опыту США, где страна поделена на 5 районов с разными нормами на качество потребляемого топлива. Ведь высокие цены на нефть не бесконечны, сверхдоходы от нее не стоит тратить на утопические и по сути никчемные проекты. М. Левинбук приводит следующие цифры: при цене на нефть $80/барр. в нефтепереработке становится не рентабелен гидрокрекинг; когда цена спускается до $60/барр. – не рентабельным становится коксование. Таким образом, по мнению М. Левинбука, более оправданно ограничиться степенью очистки соответствующей Eвро-3. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)