С начала декабря сразу на 5 нефтеперерабатывающих заводах ОАО “НК “Роснефть” – Куйбышевском НПЗ, Сызранском НПЗ, Ачинском НПЗ, Комсомольском НПЗ и в Ангарской нефтехимической компании – осуществляется подъем и монтаж крупнотоннажного оборудования. Этому предшествовали уникальные транспортные операции, одна из которых занесена в Книгу рекордов России и Книгу рекордов Европы как самая дальняя автоперевозка (203 км) самого крупного предмета (реактора гидрокрекинга массой 1306 т для Ачинского НПЗ).
На Куйбышевском НПЗ и Сызранском НПЗ произведены подъем и монтаж 4 реакторов (по 2 на каждом заводе) первой и второй ступеней на площадках строящихся установок гидроочистки вакуумного газойля (ГОВГ) комплексов каталитического крекинга FCC. Вес каждого реактора – 550 т, длина – 36 м, диаметр – 6,4 м. Реакторы для установок ГОВГ прибыли с завода-изготовителя из Санкт-Петербурга водным путем протяженностью 2,4 тыс. км. Подъем и установку реакторов на фундаменты осуществляли при помощи специальных кранов, грузоподъемностью 1350 т. Строящиеся установки ГОВГ Куйбышевского и Сызранского НПЗ предназначены для удаления серо- азото- кислородсодержащих органических соединений из смеси вакуумного газойля, используемого в качестве сырья для производства автомобильного топлива наивысшего экологического стандарта Евро-5.
На площадке ОАО “Ангарская нефтехимическая компания” смонтирован последний – четвертый крупнотоннажный реактор строящейся установки гидроочистки дизельных топлив. Реактор второй ступени весит около 330 т при длине 36 м. Он выполнен из хроммолибденванадиевой стали, которая отличается высокой термостабильностью. Реактор доставлен из Екатеринбурга в Ангарск по железной дороге на специальном транспортере.
На Ачинском НПЗ проводится монтаж 4 реакторов гидрокрекинга. В вертикальное положение оборудование массой от 350 т до 1300 т, длиной от 24 м до 48 м поднимается с помощью специализированной подъемно-транспортной системы B-SET WV. Портальная система рассчитана на подъем груза весом до 1400 т на высоту до 100 м и способна выполнять его сверхточное позиционирование в монтажном положении на фундаменте. Реакторы – основное оборудование комплекса гидрокрекинга, строительство которого ведется на Ачинском НПЗ наряду со строительством комплекса по производству нефтяного кокса. Ввод новых объектов позволит предприятию увеличить глубину переработки нефти до 96%.
В ООО “РН-Комсомольский НПЗ” производится монтаж 4 реакторов (гидрокрекинга вакуумного газойля, гидрокрекинга первой и второй ступеней и гидроочистки дизельного топлива), предназначенных для строящегося комплекса гидрокрекинга. Несмотря на наводнение на Дальнем Востоке, произошедшее осенью, КНПЗ удалось в кратчайшие сроки восстановить причал на р. Амур и подъездную дорогу к строительной площадке. Крупногабаритное оборудование (общая масса прибывшего груза составила 2,5 тыс. т, самый тяжелый реактор – 1306 т) доставлено на площадку, монтаж 3 реакторов завершен. Комплекс гидрокрекинга позволит реализовать проект полного перехода на выпуск продукции стандарта Евро-5, увеличить глубину переработки нефти до 95%, а также создать порядка тысячи новых рабочих мест как на самом предприятии, так и среди подрядных организаций.
На Новокуйбышевский завод масел и присадок доставлено крупногабаритное оборудование. Из Екатеринбурга специальным автомобильным транспортом на площадку предприятия отдельными секциями доставлена вакуумная колонна Т-1301 для строящейся установки изодепарафинизации. Сборка колонны будет производиться непосредственно на месте монтажа. В собранном виде высота колонны достигнет 38 м, диаметр 4,6 м. Общая масса – около 137 т. Строительство установки изодепарафинизации (IDW) является вторым этапом реализации главного проекта инвестиционной программы завода – строительства современного технологического комплекса гидропроцессов. Установка предназначена для каталитической депарафинизации в среде водорода гидрогенизатов и остатка гидрокрекинга, поступающих с Новокуйбышевского НПЗ. Ввод в эксплуатацию установки IDW позволит предприятию выпускать товарные масла нового поколения с улучшенными физико-химическими и эксплуатационными свойствами.
Благодаря реализации программы модернизации нефтеперерабатывающие заводы “Роснефти” раньше предусмотренных законодательством сроков приступили к производству моторных топлив, соответствующих классам 4 и 5 Технического регламента. Так, Куйбышевский НПЗ, Новокуйбышевский НПЗ, Сызранский НПЗ, Комсомольский НПЗ производят различные виды бензинов и дизтоплива по стандартам Евро-4 и Евро-5, Ангарская нефтехимическая компания – дизтопливо Евро-4 и Евро-5, а Ачинский НПЗ полностью перешел на выпуск моторных топлив Евро-5. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)