Экспорт бензина и нафты из России в январе вырос, так как ослабление рубля по отношению к доллару обеспечило привлекательность экспортных нетбэков. По предварительным данным Министерства энергетики, в январе было поставлено на экспорт 384,37 тыс. т бензина. Однако, по мнению трейдеров, окончательная цифра превысит 500 тыс. т. «Это самый большой месячный объем с 2011 г.», – сказал один из трейдеров. Производителей бензина привлекало повышение экспортных нетбэков, которые росли на фоне ослабления рубля. Несмотря на то, что цены на российском рынке следовали за экспортными нетбэками вверх, для большинства сортов бензина сохранялась скидка по сравнению с экспортным паритетом. «В настоящее время есть премия только на евро-5», – сказал один из трейдеров.
С нафтой, которая изначально является экспортно-ориентированным продуктом, наблюдается аналогичная картина: экспортный становится привлекательнее из-за ослабления рубля. «Из-за быстрого обесценивания рубля переработчики переключаются с производства бензина на нафту», – сказал один из трейдеров.
В январе дополнительные объемы прямогонного бензина были связаны с модернизацией оборудования на НПЗ. Эти 100-150 тыс. т, скорее всего, пойдут в Европу. Трейдеры полагают, что в будущем к появлению на рынке значительных объемов нафты могут привести задержки с модернизацией ряда НПЗ. «Более 30% НПЗ не смогут выйти на стандарты евро-4 и евро-5», – сказал один из игроков рынка, добавив, что если запрет на продажи евро-3 на внутреннем рынке с 2015 г. вступит в силу, это может привести к значительному увеличению производства нафты на заводах, которые не смогут выйти на более высокие стандарты. Производство нафты в России составляет около 22 млн. т/год. Из них 15-16 млн. т идет на экспорт, остальное потребляет российской нефтехимической промышленностью. Но в последнее время экспорт растет: в 2013 г. он, по оценкам, составил 17 млн. т по сравнению с 15 млн. т годом ранее. Несмотря на то, что целью модернизации является увеличение глубины переработки, а не производительности, объемы производства НПЗ растут, к настоящему времени увеличились преимущественно мощности первичной переработки. Маржа нефтепереработки в России высока, это приводит к росту производства нафты и мазута, которые в основном экспортируются. «Мы видим годовой прирост экспорта примерно на 15%», – сказал один из трейдеров, добавив, что это является результатом увеличения производительности НПЗ.
Поставки нафты все больше концентрируются преимущественно в балтийских портах, в основм, в Усть-Луге. Отчасти это перенаправление нафты, которая раньше шла через Витино и Архангельск. Экспорт нафты из Мурманска продолжает уменьшаться из-за больших затрат на ледовую проводку судов. Хотя в Вентспилсе сохраняются значительные объемы, Усть-Луга становится центром экспорта нафты. Источники отмечают, что на долю этого порта приходится почти половина от общего объема ежемесячного экспорта. Так, Gunvor и «НОВАТЭК» осуществляют поставки нафты из Усть-Луги. В порту есть несколько терминалов для работы с нафтой, которые могут принимать крупные суда, следовательно, пригодны для арбитражных сделок, сопряженных с дальними рейсами. В июне «НОВАТЭК» отправил первый танкер с 80 тыс. т нафты в Бразилию. В 2013 г. «НОВАТЭК» подписал соглашение с бразильской нефтехимической компании Braskem на поставку 1 млн. т нафты. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)