Минэнерго предлагает создать новый механизм ограничения экспорта светлых нефтепродуктов, чтобы ведомству было проще справляться с ростом цен. Министерство хочет заставить нефтяников продавать внутри страны фиксированную квоту от общего объема бензина и дизтоплива. Источники в нефтекомпаниях называют идею очередной попыткой административного регулирования рынка, а эксперты сомневаются в ее эффективности.
Минэнерго предлагает обязать нефтекомпании продавать на внутреннем рынке определенную долю от производства бензина и дизтоплива. Как сообщили Минэнерго, эти изменения предлагается внести в четырехсторонние соглашения с нефтяниками по модернизации НПЗ, они могут заработать во II квартале. Минэнерго пока не раскрывает объем квот, но, по имеющимся данным, обсуждается уровень в 52,5% от производства дизтоплива и 95% бензина. Это примерно соответствует текущим поставкам на внутренний рынок. Так, экспорт дизтоплива, по данным ЦДУ ТЭК, составил в 2013 г. 53,5% от объема производства, высокооктанового бензина – 7%. В Минэнерго заявили, что новые требования “нужны для сбалансированного обеспечения потребностей внутреннего рынка”. Собеседник в правительстве пояснил, что инициативы связаны с исполнением поручений по итогам сентябрьской правительственной комиссии по ТЭК, на которой обсуждались причины резкого роста цен на бензин летом 2013 г. Тогда компании резко увеличили экспорт весной, из-за чего летом оптовые цены на бензин взлетели на 30%.
Сейчас у нефтяников нет обязательств по поставке на внутренний рынок, который по большинству нефтепродуктов является профицитным. Относительно сложной остается ситуация с высокооктановым бензином, но он почти не экспортируется. “Производителям с учетом существующей маржи ритейла выгоднее продать бензин в России”, – говорит директор энергетического центра бизнес-школы “Сколково” Григорий Выгон.
Соглашения о модернизации НПЗ, условия которых хочет изменить Минэнерго РФ, были заключены в 2011 г. Основной целью было стимулировать нефтяников увеличивать глубину переработки и выпуск светлых нефтепродуктов.
Федеральная антимонопольная служба, один из главных инициаторов соглашений, предложение Минэнерго не поддерживает, заявил замглавы ведомства Анатолий Голомолзин. “Рынок топлива сложный и быстро меняющийся, его нельзя регулировать с помощью таких прямолинейных схем”, – считает он. Чиновник подчеркнул, что решение по этому вопросу в правительстве пока не принято.
Нефтяники инициативу Минэнерго не комментируют, но источники в крупнейших компаниях ее единодушно осуждают. “Это явно нерыночный метод”, – говорит один из них. Другой собеседник не понимает, как при привязке поставок к объему производства, которое относительно стабильно, компании смогут реагировать на сезонные колебания спроса. “Сейчас в низкий сезон топливо идет на экспорт, а если его оставить на внутреннем рынке, будет чудовищная волатильность”, – считает он. Источник на российском рынке нефтепродуктов отмечает, что нефтяники порой специально экспортируют чуть больше, чем нужно, для сбалансированности внутреннего рынка и поддерживают его в состоянии “легкого голода”. “В этой ситуации квотирование – очевидное решение, но непонятно, как его организовать”, – говорит он. По мнению Григория Выгона, квотирование – мера, с одной стороны, бессмысленная, с другой стороны, неправильная. Если государство хочет в долгосрочной перспективе избавиться от дефицита бензина, замечает он, нужно снижать пошлину на него и стимулировать использование альтернатив – газа и дизеля. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)