По оценке аналитиков, объем рынка теплоизоляционных материалов в России в 2013 г. вырос на 9% и составил не менее 52 млн. куб. м. В ближайшие годы участники рынка ожидают рост потребления теплоизоляционных материалов на 8-9% в год. По данным компании “Строительная информация”, на волокнистые виды теплоизоляционных материалов приходится около 70% совокупного объема потребления в строительстве. В этой группе доля каменной ваты составляет 40%, стеклянная вата занимает 31%. На долю экструдированного пенополистирола приходится около 9% в объеме потребления теплоизоляционных материалов, около 20% занимает продукция из вспененного пенополистирола. “Минеральную (каменную) вату в России выпускают не менее 33 компаний. Количество производственных площадок – 42. Это связано с тем, что ряд компаний владеет несколькими заводами в разных регионах страны. Например, группа компаний Rockwool имеет 4 завода, компания “ТехноНИКОЛЬ” – 5 заводов, производственно-инвестиционная компания “Челябинский завод теплоизоляционных изделий” – 2 завода”, – рассказала Наталья Скороходова, исполнительный директор компании “Строительная информация”. Она добавила, что выпуск стекловаты осуществляется 5 компаниями – “Урса Евразия”, “Сен-Гобен”, “Кнауф Инсулейшн”, “Новгородский завод стекловолокна” и “Ивотстекло”. Компания “Урса Евразия” выпускает стеклянную вату на 2 заводах, также 2 площадки у компании “Кнауф Инсулейшн”. “Производством вспененного пенополистирола занимаются не менее 136 производителей (148 заводов). Крупнейшим производителем является “Мосстрой-31”. Экструдированный пенополистирол выпускают не менее 18 компаний. Лидерами в этом сегменте являются “Пеноплэкс” (работает 6 площадок в разных регионах страны) и “ТехноНИКОЛЬ” (имеет также 6 заводов по выпуску экструдированного пенополистирола)”, – говорится в исследовании компании “Строительная информация”. “В Северо-Западном регионе в целом значительная доля продаж каменной ваты приходится на привозную продукции, в том числе на продукцию Paroc. Также привозится много экструдированного пенополистирола. Компания “Урса” везет продукцию с подмосковного завода, “ТехноНИКОЛЬ” – из Рязани, “Теплэкс” – из Нижнего Новгорода”, – прокомментировала Наталья Скороходова.
Ирина Садчикова, директор по маркетингу и стратегическому развитию компании Rockwool Russia Group, отметила, что рынок каменной ваты является достаточно насыщенным, с большим количеством производителей. “Говоря о структуре рынка, мы можем сказать, что практически все крупные компании – производители теплоизоляции уже представлены в регионе, перераспределения долей не ожидается”, – прокомментировала она. На сегодня существует большой выбор теплоизоляции. “Продукция из каменной ваты, производством которой занимается компания Rockwool, благодаря своим свойствам негорючести, экологичности и долговечности, является самой востребованной. Ее доля на рынке минераловатной продукции составляет около 70%”, – прокомментировала эксперт. “В марте 2014 г. на заводе Rockwool в Выборге будет пущена линия по производству материала “Лайт Баттс Скандик”. Данный продукт широко востребован на рынке, особенно среди частного домостроения. Его уникальность состоит, прежде всего, в революционном качестве волокон каменной ваты, которые позволяют подвергать готовые плиты компрессии до 60%. Инвестиции в новое оборудование составят более 400 млн. руб. В 2014 г. мы прогнозируем умеренные темпы роста продаж на материалы для теплоизоляции и звукоизоляции зданий и стабильное развитие рынка”, – подчеркнула Ирина Садчикова.
Мнение
Лев Марголин, директор по строительству компании Mirland Development Corporation: «На протяжении нескольких лет мы наблюдаем рост и расширение рынка теплоизоляционных материалов. В среднем с 2008 г. он прибавляет по 8-11% в год. В Петербурге уверенный рост показывают материалы из каменной ваты и пенополистирола. Для нас как строителей экокомплекса “Триумф Парк” важно то, что растет спрос на экологичные материалы и натуральное сырье, в частности на каменную вату. Рост на рынке ТИМ обусловлен инициативами государства в области энергосбережения, ростом тарифов на ЖКХ и доходов населения. Оказывает влияние на этот рынок и развитие строительной области в целом, темпы застройки и ввода коммерческих и жилых объектов в эксплуатацию. Ситуация с ценами стабильная на протяжении нескольких лет: производство налажено, конкуренция присутствует, поэтому цены изменяются скорее в соответствии с инфляцией. Не думаю, что в 2014 г. ситуация изменится кардинально».
Ирина Садчикова, директор по маркетингу и стратегическому развитию компании Rockwool Russia Group: «Наша компания производит тепло- и звукоизоляционные материалы на основе каменной ваты. На территории России расположены 4 завода Rockwool: в Ленинградской, Московской, Челябинской областях и Республике Татарстан».
Владимир Самохвалов, коммерческий директор СТД “Петрович”: «На рынке теплоизоляции Петербурга невысокий уровень конкуренции, это связано с удаленностью производственных мощностей. Среди основных игроков этого сегмента строительного рынка можно отметить компании “Роквул”, “Парок”, “ТехноНИКОЛЬ”, “Урса”, “Изовер”, “Кнауф”, “Пеноплекс”. В Петербурге и Ленобласти располагают свои заводы “Роквул” и “Пеноплекс”, а остальную продукцию завозят из других регионов РФ, например Великого Новгорода, Твери, Москвы, Рязани и др. На протяжении последних лет основной рост показывают продукты из каменной ваты и экструзионного пенополистирола. Эти сегменты рынка все так же будут показывать рост на уровне в 10-15%. На рынке стекловаты продолжается стагнация. В 2014 г. он останется на прежнем уровне». (АСН/Химия Украины, СНГ, мира)