На складах шины стали покрываться пылью. Экспорт шин за январь по сравнению с январем 2013 г. в количественном выражении снизился на 36,8% и составил 223,2 тыс. шт. на $20,44 млн. Белорусские производители шин теряют и свой основной рынок – за январь в Россию были экспортированы 96,3 тыс. шин на $9,77 млн. По отношению к январю 2013 г. продажи упали на 49,3%.
На бобруйской “Белшине” падение продаж на российском рынке связывают с двумя факторами. Во-первых, российские власти сократили объемы добычи ископаемых, а также субсидирование предприятий, импортирующих шинную продукцию из Беларуси. “Не все выделяется из бюджета в том объеме, который был обещан в конце прошлого, начале этого года. Горнодобывающая промышленность уменьшила добычу полезных ископаемых. Следовательно, грузовики меньше стали бегать”, – отметил сотрудник управления реализации продукции “Белшины”.
Но самым главным фактором снижения продаж на предприятии называют острую конкуренцию с китайской продукцией. Особенно это касается цены на товар. “Цены на китайские автошины в России значительно ниже, даже если не брать во внимание то, что китайские экспортеры занижают инвойсы. Разница в цене зачастую доходит до 70%. Как я могу конкурировать, когда моя шина стоит 100 рос. руб., а китайцы предлагают аналогичный продукт за 30”, – задается вопросом представитель компании. По его словам, покупателей не пугает даже качество китайской продукции. “На сегодняшний день мы выпускаем доступный по цене продукт на массовые автомобили. Люди, которые покупают нашу продукцию, считаю свои деньги. Когда они приходят в магазин, то видят, что разница на четырех шинах достигает $100. Никто не знает, как будет работать китайский продукт. Тем не менее, люди идут на это”, – говорит сотрудник “Белшины”.
Кроме того, по его словам, китайские власти часто дотируют своих производителей, разрешая им продавать продукцию, которая залежалась на складе, с отрицательной рентабельностью. “Если в рамках единого экономического пространства с Россией и Казахстаном ввести какой-то дополнительный налог на ввоз китайской продукции, например в 100-120%, то, я думаю, это бы помогло”, – предлагает специалист.
“Белшина” предпринимает все возможные меры, чтобы понизить стоимость продукции. “Уровень зарплат уменьшается, количество работников обрезается. То есть, уменьшив трудозатраты, мы пытаемся это сделать. Но насколько нас хватит, как долго мы продержимся, тяжело сказать”, – отмечает собеседник.
Предприятие постоянно ищет новые рынки сбыта, но испытывает трудности в западном направлении. Европейцы усилили требования к шинам по шумам и устойчивости, а США наложили на “Белшину” санкции, которые не позволяют ей работать в долларах. Так что поле для маневра сужено.
Всего на складах промышленных предприятий страны на 1 марта 2014 г. скопилось готовой продукции на 33,89 трлн. руб., или 84% к среднемесячному объему промышленного производства. На 1 февраля 2014 г. эта цифра составляла 78,2%, а на 1 марта 2013 г. – 75,2%. (Rcc/Химия Украины и мира)