Российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) вновь опаздывают с модернизацией, которая необходима для перехода на более качественное топливо. По итогам 2012-2013 гг. семь необходимых для этого установок на шести НПЗ не были вовремя введены в эксплуатацию, их ввод перенесен на 2014 г., сообщил руководитель Ростехнадзора Алексей Алешин.
Это установки на Астраханском ГПЗ (установка изомеризации; завод принадлежит “Газпрому”), Новокуйбышевском НПЗ (каталитического риформинга; “Роснефть”), Уфимском НПЗ (гидроочистки бензина; “Башнефть”) и Хабаровском НПЗ (гидрокрекинга и гидроочистки дизельного топлива; Alliance Oil). На стадии пуско-наладочных работ находятся установка гидроочистки дизельного топлива на заводе “Газпром нефтехим Салават” и установка алкилирования на НПЗ “Башнефти” – “Новойл”. Согласно данным ЦДУ ТЭК, по итогам 2013 г. доля этих заводов (без учета производства Астраханского ГПЗ) в производстве бензина составила 13,2%, дизтоплива – 10,1%.
Разница в оценке сроков пуска связана с тем, что данные Минэнерго основываются на отчетности нефтяных компаний и анализе изменения производства нефтепродуктов на НПЗ, а оценки Ростехнадзора – на документах об окончании строительства, оформление которых может задерживаться, пояснил представитель министерства.
Работы на НПЗ находятся в активной фазе – установка риформинга Новокуйбышевского НПЗ (проводятся пуско-наладочные работы) и установка изомеризации на Рязанском НПЗ запланированы к вводу в 2014 г. Ведется работа по корректировке соответствующих положений четырехсторонних соглашений, сказал представитель “Роснефти”.
С января 2015 г. в России будет запрещено продавать нефтепродукты “Евро-3”. Вопрос о продлении оборота “Евро-3” не рассматривается, уверяет представитель Минэнерго. По его словам, планы производства бензина и дизельного топлива в целом выполняются.
Аналитики ИАЦ “Кортес” считают, что дефицита топлива после отмены “Евро-3” не будет. Почти все заводы перешли на производство “Евро-4” и выше. Это говорят и сами компании. Представители Alliance Oil, “Башнефти”, “Газпром нефти” не видят для себя проблем в связи с переходом на “Евро-4”. “Все крупные НПЗ “Роснефти” освоили выпуск различных видов бензинов и дизтоплива по классам 4 и 5″, – сказал представитель госкомпании.
Сложная ситуация сейчас у Киришского НПЗ “Сургутнефтегаза”: в 2013 г. объем выпуска бензина “Евро-4” составил 40%, полностью перейти на выпуск “Евро-5” планируется в 2017 г., считают эксперты ИАЦ “Кортес”. (vedomosti.ru/Химия Украины и мира)