Предложение руководства “Укртранснафты” выкачать из неиспользуемых участков нефтепроводов 1,355 млн.т нефти для дальнейшей переработки в Кременчуге вызвала целый ряд вопросов. Это касается как целесообразности такой операции в целом, так и отдельных ее аспектов.
Как скажется замещение такого объема нефти в трубах водной или азотной смесью на их техническом состоянии? Каковы стратегические перспективы использования системы нефтепроводов, если это будет сделано? Что это будет означать с точки зрения возможности возобновления транспортировки по указанным маршрутам, поставок на украинские НПЗ? Наконец, какие перспективы в этой связи ожидают многострадальный проект Одесса – Броды (совсем недавно глава Минэнергоугля Юрий Продан заявил о возобновлении переговоров о его достройке с польской стороной)? OilNews обратился с этими вопросами к экспертам отрасли.
Директор спецпроектов НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев: «Технологическую нефть в трубе можно приравнять к стратегическим запасам. Выкачка такой нефти из трубы целесообразна только в случае, если возникает острый непреодолимый дефицит… А что будет, если в нынешней ситуации нефть из трубы будет изъята сейчас, а Россия, например, потом закроет поставки со своей территории и повлияет на белорусов, и поставки нефтепродуктов с этих направлений прекратятся. С чем останется Украина?
Технологических сложностей с замещением нефти водной/азотной смесью нет, они могут возникнуть зимой. Но здесь возникает другой вопрос: вытеснение такого объема нефти из системы подразумевает закачку аналогичного объема технологической смеси, а кто заплатит за нее?
Два главных вопроса – по какой цене и кому достанется эта нефть? Если “Укртатнафта” получит эту нефть по цене, например, $10/барр. а полученные нефтепродукты продаст через родственные сети АЗС по рыночной цене – это будет неправильно»
Исполнительный директор ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины”, экс-директор объединения “Укрнефтехимпереработка” Владимир Емелин: «В трубопроводах находится технологическая нефть, которая должна лежать там мертвым грузом. В свете инициативы “Укртранснафты” наиболее интересен вопрос, по какой цене она была куплена. Если эту нефть покупали в 90-е по $50/т, можно себе представить, какую выгоду это может принести инициаторам этого процесса.
Никаких технологических сложностей с выкачкой нефти нет, опыт таких операций есть… Затраты на закачку смеси в трубу – это мелочи по сравнению с ценой самой нефти.
Вопрос скорее в целесообразности такой инициативы в принципе. Изъятие такого объема нефти из системы оправдано только в том случае, если никакой перспективы возобновления прокачек по этим участкам нет».
Президент Киевского международного энергетического клуба Q-Club, экс-глава “Укртранснафты” Александр Тодийчук: «Категорически не одобряю подобную инициативу. Труба без технологической нефти не считается нефтепроводом, государственная комиссия ее таковой не признает – это как холодильник без фреона. Вытеснение нефти из системы в таком масштабе подразумевает принятие какого-то решения о будущем самой компании “Укртранснафта” – нужна она в будущем, или уже нет.
Нужно четко распределить ответственность. Подобное решение может быть принято на основе выводов специальной комиссии, в которую должны войти независимые эксперты, юристы, представители Кабинета министров и Совета национальной безопасности и обороны. Когда я возглавлял “Укртранснафту”, была выкачана нефть из одной нитки участка Тихорецк – Лисичанск, которая тогда не использовалась и была вспомогательной. Но тогда это решение было согласовано с Кабмином и СНБО. Просто изъять нефть из трубопроводов, без всяких комиссий и их выводов – это, скорее, похоже на саботаж, как военную технику оставить не заправленной.
Главный вопрос, на который должна дать ответ такая комиссия, – это по какой цене будет сдана нефть, а также кто возьмет на себя обязательства потом заполнить трубу нефтью и за чьи деньги она будет куплена. Часть этой нефти, которую предлагается выкачать, могла быть закачана еще при СССР и быть куплена еще по $14-16/т.
С точки зрения технологии застоявшаяся нефть может расслаиваться, в результате образуется сернистая товарная вода, что может привести к эрозии трубы, однако это не повод освобождать трубу от нефти.
Заявления о продолжении сотрудничества с Польшей в рамках проекта достройки Одесса – Броды и намерение выкачать нефть из трубы, действительно, стыкуются слабо». (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)