Оптовые цены на дизтопливо продолжают постепенно расти вслед за внешним рынком. Тормозят удорожание старые остатки на фоне низкой активности. Большинство трейдеров ожидало активизацию, но потребители решили праздновать дальше.
По итогам недели с 6 по 9 января европейские котировки выросли не существенно: в среднем на $5/т или около 0,20 грн./л. Но трейдеры при формировании цен отталкиваются от фьючерсов на газойль на лондонской бирже, по состоянию на 13:25 10 января выросли на $24/т до максимального за четыре месяца уровня $734/т.
В этот раз трейдеры почти не реагировали на изменения в котировках из-за очень низкой активности рынка.”Рынок не готов к увеличению цен. У нас и так не берут, поэтому нет смысла поднимать”, – отметили в одной из компаний на юге, прайсовая стоимость дизеля у которой составила 44,20 грн./л. В другой, пытавшейся продавать за 44,35 грн./л, подтвердили отсутствие продаж.
Проблему трейдеры усматривают в достаточных декабрьских запасах. “Многие закупились в декабре, эти объемы сейчас тормозят рынок”, – говорит оптовый трейдер.
Сейчас ресурса заезжает немного: с 6 по 8 января на южные терминалы отгрузили всего 6,8 тыс. т дизеля. В целом по стране среднесуточный импорт составил 7,3 тыс. т, в то время как с 30 декабря по 5 января он равнялся 12,6 тыс. т, это был один из самых низких показателей в прошлом году.
На юге стоимость дизеля варьировалась в диапазоне 44,20-44,90 грн./л. Но говорили, что было и ниже, например, за 43,90 грн./л. Минимальные цены предлагали “Эксон”, “Укройлпродукт”, “Дюваль компани”.
С учетом таких цен премия к котировкам CIF Med на 9 января составила $56-79/т, чего недостаточно для закупки нового ресурса.
“Большинство продает старые остатки. Поэтому если отталкиваться от цены, по которой ресурс был приобретен, то нынешняя стоимость считается с плюсом, но она достаточно далека от новых закупочных цен”, – рассказал один из собеседников. Другой назвал этот метод “базарным”.
Не от хорошей жизни “южные” трейдеры начинают везти горючее в центральные и юго-восточные области страны. Например, у «Эксона», а потом и у «Кворума» появились позиции по Днепропетровской области. Последний также предлагал дизель в столице.
На западе стоимость горючего составляет 45,80-47,45 грн./л. На нижней границе предлагали ЗПЕК, “Юкас Петролиум”, “Вог Трейд”, чуть выше “Мартин Трейд”, УНТК, “Нексен Ойл”. Прибавка к CIF NWE цены в приграничных областях (45,80-49 грн./л) составляет $98-100/т, что не предусматривает маржу к новым закупочным ценам.
Как и на юге, продажи в западных регионах незначительны из-за старых остатков, которых, по мнению собеседников, хватит как минимум на неделю.
Поставки. В первую неделю года существенно просели объемы автомобильных и железнодорожных партий ресурса, к минимальным в этом году 2,4 тыс. т (минус 79% по сравнению с неделей ранее) и 20,7 тыс. т (-70%) соответственно.
Из-за чего больше всего – на 70% и 74% – упали поставки горючего из Польши и Литвы (соответственно 15,5 тыс. т и 2,4 тыс. т).
С 13 по 19 января стоимость горючего Orlen Lietuva выросла на $11-12/т до $733-748/т. У украинских трейдеров, как свидетельствует telegram-канал УНТК, составила 43,40-44 грн./л в зависимости от базиса.
Импорт из Румынии просел по каждому из видов транспорта и составил 18,3 тыс. т (-45%). Крупнейшим украинским импортером по этому направлению был “Газтрим”, которому AGTG SA отправила 7,6 тыс. т, что в 2,7 раза больше, чем неделей раньше.
Остались почти без изменений поставки дизеля из Греции (21,9 тыс. т). Наибольшую часть объемов отгрузил AGTG SA (37%), остальные – D Trading, Wexler и Octans Trade. Основными покупателями греческого ресурса были “Параллель”, “Арстак” и “Энерго Трейд Инвест” (VT Petroleum), на долю которых пришлась половина объемов по этому направлению.
В последних числах прошлого года компания Star Rafineri возобновила отгрузку дизтоплива в Украину. Объемы партий составили 6,6 тыс. т. Импортером была “БРСМ-Нафта”. (enkorr.ua)