Инвесторы возмущены нефтеперерабатывающим сектором США, ссылаясь на прогнозы по снижению спроса на топливо и обеспокоенность, что избранный президент Дональд Трамп может ввести пошлины на импорт сырой нефти.
Доходы нефтепереработчиков в США начали падать в конце 2023 года, когда новые нефтеперерабатывающие мощности начали работать, а рентабельность вернулась к нормальному уровню. Это произошло после двух лет огромных доходов, поскольку нефтепереработчики зарабатывали на дефиците поставок, вызванном полномасштабным вторжением России в Украину, и возобновлением спроса после пандемии.
Акции крупных нефтеперерабатывающих компаний Tudor, Pickering, Holt & Co в этом году упали, в среднем аналитики снизили ожидания по прибыли нефтеперерабатывающих предприятий в IV квартале до уплаты процентов, налогов и амортизации (EBITA) на 24% с начала квартала. Об этом заявил аналитик Мэтью Блэр. Блэр отметил смягчение распространения креков на бензине и постоянный низкий уровень крек-спредов на дизеле. Крек-спред – это разница между ценами на топливо и сырую нефть. Блэр также назвал большую загруженность нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Разброс фьючерсов на бензин в США по стоимости West Texas Intermediate (WTI) в декабре упал ниже $11 до годового минимума. Спред фьючерсов на дизельное топливо с ультранизким содержанием серы за месяц уменьшился почти до двухмесячного минимума – менее $22.
Согласно данным Tudor, Pickering, Holt & Co, использование нефтеперерабатывающих мощностей в США в среднем составило 90,3% в IV квартале против 87,6% в том же квартале годом ранее.
“После года негативных просмотров аналитики, скорее всего, будут продолжать снижать отметки 2025 года из-за более слабой кривой прямого прогноза”, – говорится в записке аналитиков Jefferies.
Акции Valero упали более чем на 6% в 2024 году, тогда как у конкурента Phillips 66 упал более чем на 15% за этот период. Акции Marathon Petroleum по итогам 2024 года упали на 8% за год.
Аналитики, опрошенные в январе Reuters, снизили целевую цену акций всех трех нефтеперерабатывающих предприятий.
Признаки замедления экономической активности в США и Китае, крупнейшем потребителе и крупнейшем импортере нефти соответственно, сильно давили на рынки нефти и топлива в прошлом году. По данным Управления энергетической информации США, США – крупнейший в мире экспортер автомобильного бензина, поставляющий более 16% общего мирового экспорта.
Международное энергетическое агентство (МЭА) повысило свой прогноз роста глобального спроса на нефть в 2025 году до 1,1 млн. баррелей в день (б/д) в декабре против 990 тыс. б/д в прошлом месяце. Но было отмечено, что прибыль будут продолжать получать от развивающихся стран Азии, которые не являются сильными рынками для американских нефтепереработчиков.
Кроме того, ожидается, что глобальный спрос на бензин достигнет своего пика в этом году на уровне около 28 млн. б/д на фоне стремительного внедрения электромобилей и повышения эффективности транспортных средств, в частности в Китае, крупнейшем в мире импортере нефти, согласно S&P Global Commodity Insights.
По словам аналитиков, инвесторы также не уверены в политике правительства США, поскольку они ожидают инаугурации Трампа. В прошлом месяце Трамп пообещал ввести 25%-ные пошлины на весь импорт из Канады и Мексики, пока они не прекратят торговлю наркотиками и миграцию. Пошлины на импортеров нефти оказали бы большое влияние на нефтепереработчиков, перерабатывающих канадскую, мексиканскую и другую импортируемую нефть, заставив их платить больше за свое сырье. (enkorr.ua)