Разбор ближайших перспектив нефтегазохимии, возможные риски и ожидания участников отрасли и экспертов от 2025 года.
“Запретительная” ключевая ставка. Многие опасения и ожидания участников отрасли связаны с общим состоянием экономики страны и мира. Вопреки прогнозам 20 декабря 2024 года Центробанк РФ не повысил, а оставил ключевую ставку на уровне 21%. Но и такая стоимость заемных средств неблагоприятно, а для ряда проектов губительно влияет на российскую нефтегазохимию, утверждают эксперты. Проблемы могут возникнуть и в смежных отраслях с невысокой рентабельностью.
Текущий уровень ключевой ставки депутат Госдумы РФ Мария Василькова называет “запретительной”, что превращает ставку в барьер на пути развития российской нефтехимии. Жесткая денежно-кредитная политика ЦБ привела к резкому снижению объемов кредитования, в том числе ипотечного. Это может стать причиной снижения темпов роста переработки крупнотоннажных полимеров внутри страны из-за снижения объемов строительства. Недоступные кредиты также затруднят закупку нового оборудования по производству пластиковых изделий, полагает руководитель проекта АЦ ТЭК Лола Огрэль.
“Дорогие” деньги могут в перспективе сдерживать потенциал развития отечественной индустрии нефтехимии и промышленности”, – рассуждает председатель совета директоров ГК “Титан” Михаил Сутягинский. Помимо химических производств это скажется и на предприятиях других отраслей – автомобильной, пищевой, электронной, медицинской и фармацевтической, металлургической, легкой, мебельной, строительной, сельском хозяйстве и жилищно-коммунальном комплексе.
“Как минимум у половины перечисленных отраслей рентабельность капитала – менее 10%, что говорит об отсутствии возможности выстоять в условиях высоких процентных ставок по кредиту, – говорит Сутягинский. – Есть опасение получить эффект домино, когда химическая отрасль может вынужденно войти в стагнацию по причине тяжелого финансового состояния и, как следствие, остановки производств своих партнеров – потребителей продукции. Снижение инфляции теми средствами, которые используются сейчас, может очень дорого обойтись реальному сектору экономики”.
Возможное завершение военного конфликта в Украине. Второй глобальный фактор – ожидание мирных переговоров России и Украины в 2025 году. Завершение активной фазы боевых действий запустит маховик восстановления инфраструктуры, коммунальных сетей и приведет к буму жилищного строительства в регионах. “Государство направит на эти цели значительные ресурсы, – полагает генеральный директор Ассоциации производителей трубопроводных систем Владислав Ткаченко. – Это приведет к резкому спросу на полимерные решения. Например, для производителей полиэтиленовых труб коммунальный сектор генерирует 90% всего спроса”.
Но если мир не будет заключен, рынок полимеров пройдет 2025 год с небольшим падением, добавил эксперт. “В 2024 году мы наблюдали снижение рынка на 3% в сравнении с предыдущими годами, когда он стабильно рос на 15-20%. Избалованные этой динамикой, мы вновь можем столкнуться с таким же снижением”, – предупреждает Владислав Ткаченко.
Пуск новых мощностей. Под конец 2024 года в России открыли новые мощности по выпуску полимеров и сырья для их производства. На “Казаньоргсинтезе” в декабре была завершена модернизация реактора “В”, одной из трех линий по производству полиэтилена высокой плотности с ростом общей мощности на 20% до 660 тыс. тонн в год. На втором активе “Сибура” в Татарстане, предприятии “Нижнекамскнефтехим”, пустили установку ЭП-600. Мощность олефинового комплекса – 1,8 млн. тонн по переработке прямогонного бензина. Установка может выдавать 600 тыс. тонн этилена, 480 тыс. тонн пропилена, порядка 180-200 тыс. тонн бензола и других побочных продуктов. Иркутский завод полимеров (ИЗП) планируют пустить в первом полугодии 2025 года, хотя пуско-наладку предприятие уже прошло. Производственная мощность составит 650 тыс. тонн ПЭВП и ЛПЭНП в год.
Пуск новых производств на полную мощность снизит дефицит базовых полимеров и благотворно скажется на ценах, считают российские переработчики. “Ввод в эксплуатацию ИЗП, а также расширение выпуска марочного ассортимента действующими отечественными производителями ожидаемо приведет к дальнейшему наращиванию темпов импортозамещения полимеров и росту их внутренней переработки, – говорит Лола Огрэль. – А выход на проектную мощность ЭП-600 станет первым этапом на пути развития предприятием цепочек дальнейшего передела, прежде всего расширения производства полистирола и ввода мощностей по выпуску металлоценового полиэтилена”.
Однако новые объемы полимеров столкнулся с теми же сложностями, которые уже два года преодолевают действующие производства: необходимость переориентации поставок с премиального европейского на высококонкурентный азиатский рынок. Переход сопровождается более низкой доходностью и возросшими логистическими издержками, предупреждает руководитель проекта АЦ ТЭК.
Помимо перестройки логистики производителям придется укреплять торговые связи с Турцией, Индией, Китаем, странами Средней Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, отметил Михаил Сутягинский.
Развитие инноваций и НИОКР. Для превращения базовых полимеров в востребованные материалы и готовые продукты необходимы технологии и добавки, значительная часть которых – в дефиците с 2022 года. Российские производители заполняют пробелы своими силами – затраты компаний на инновации в области производства химических веществ и химических продуктов в 2023 году выросли на 27,6% и составили 192,6 млрд. рублей.
“Мы постепенно наверстываем технологическое отставание. Происходит это при поддержке “Сибура” и небольшой поддержке “Газпрома”, “Лукойла” и “Роснефти”, – говорит Владислав Ткаченко. – Развитие производства катализаторов и реагентов позволяет наращивать качество полимерных решений, вновь достигая упущенные в последние годы стандарты”.
Ряд успехов в импортозамещении химики уже сделали. “У БСК выпали линейки поставщиков компонентов для производства ПВХ, в том числе инициаторов полимеризации, катализаторов оксихлорирования, также запасных частей оборудования. Мы эти задачи решили, стабилизировали объемы производства до санкционного периода. Далее наша задача – повысить уровень производства”, – отметил генеральный директор “Башкирской содовой компании” Эдуард Давыдов.
Инициированные другими производителями прикладные научные разработки приобретают фундаментальный характер. Например, в феврале 2024 года в Казани началось строительство НИОКР-центра “Сибура”, в котором будут объединены два направления – разработка новых продуктов и технологий в области нефтегазохимии с масштабированием до промышленного применения. В декабре 2024 года на базе тобольского кластера производств “Сибур” открыл центр пилотирования технологий в области получения базовых полимеров – полиэтилена и полипропилена. Пуск центра позволит до 10 раз ускорить разработку собственных катализаторов и новых марок базовых полимеров. В 2025 году ГК “Титан” планирует открыть Псковский инжиниринговый центр, который займется разработкой и внедрением в производство наукоемких технологий инновационных конструкционных, суперконструкционных полимерных материалов и композитов для различных отраслей промышленности России.
Инвестиции в НИОКР помогут производителям сократить импортозависимость как в поставляемых на рынок полимерах, так и в используемых в их производстве катализаторов и спецреагентов. “Мы ожидаем постепенного импортозамещения готовых изделий из пластика, что позволит существенно расширить потенциал внутреннего потребления полипропилена и полиэтилена в России в ближайшие три года, – говорит Михаил Сутягинский. – Также стоит ждать ориентацию текущих и будущих игроков рынка на тот марочный ассортимент полимеров, которых в России до сих пор не хватает, особенно в таких стратегически важных отраслях, как медицина, автомобиле- и машиностроение, электроника и прочих”.
Эксперт добавил, что на взгляд многих участников рынка марочный ассортимент даже базовых полимеров нуждается в существенном расширении, несмотря на имеющиеся достижения промышленности.
Государство поможет нацпроектом. В 2025 году в России стартует реализация национального проекта “Новые материалы и химия”, перспективы развития отрасли во многом связывают с ним. Главным вектором развития нефтехимической отрасли в 2025 году будет оперативное достижение целей технологического суверенитета, полагает Михаил Сутягинский. Запуск нацпроекта будет этому способствовать. “Год станет переломным этапом для нефтехимической и полимерной отраслей. Нацпроект особое внимание уделяет развитию мало- и среднетоннажной химии. Это важнейший шаг для обеспечения конкурентоспособности отрасли, расширения ассортимента высокотехнологичной продукции и развития экспортного потенциала”, – говорит Мария Василькова.
Через нацпроект государство может взять на себя координирующие функции. “Важнейшим положительным фактором может стать систематизация развития отрасли на государственном уровне через скоординированное выстраивание химических цепочек, – отмечает управляющий директор компании “Имплемента” Дмитрий Акишин. – Это не только снизит риск параллельной реализации конкурирующих проектов, но и даст возможность увидеть дополнительные ниши внутри страны, которые позволят построить более крупные и экономически эффективные мощности”.
Станет ли ЖКХ драйвером роста? Каждый второй эксперт рассчитывает на то, что государство сыграет роль крупнейшего драйвера спроса на полимерные изделия. Владислав Ткаченко полагает, что значительный толчок производству и переработке полимеров придаст сектор ЖКХ, в котором сформировался колоссальный износ труб. По заявлению вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, расходы на программу модернизации коммунальной инфраструктуры до 2030 года составят 4,5 трлн. рублей. Причем половину этих средств привлекут из внебюджетных источников. “Рано или поздно государство будет вынуждено проводить существенные финансовые вливания в этот сектор. Так что впереди нас ожидает рост государственно-частного партнерства с участием бюджетов всех уровней”, – говорит Ткаченко.
Впрочем, спрос государства на продукцию переработчиков неоднородный и зависит от бюджетных циклов, добавляет вице-президент группы “Полипластик” Кирилл Трусов. “Это создает риск колебаний баланса спроса и предложение от высокого профицита к высокому дефициту и обратно, – говорит он. – Рынку может быть сложно сохранить курс на устойчивое развитие при такой турбулентности. Вместе с тем, внимание государства к отрасли ЖКХ остается на высоком уровне, это дает надежду, что самых негативных сценариев в 2025 удастся избежать”. (rupec.ru)