Традиционно в последние дни года RUPEC подводит итоги и вместе с читателями определяет наиболее интересные события и новости в отрасли. Отбирается десятка самых ярких и важных, а читатели в телеграм-канале их ранжируют. В этом году в список не вошли инвестпроекты, так как им будут посвящены другие материалы. Тем не менее, корпоративных новостей в топ-10 было много.
“Сибур” и “Росхим” – в центре внимания. С большим отрывом в голосовании читателей RUPEC победили новости от двух крупных химических холдингов – “Сибура” и “Росхима”.
Новость о возможном выходе “Сибура” на IPO набрала, скорее, накопленным итогом. Рынок ждет этого события более 15 лет. Периодически возникают слухи о подготовке публичного размещения, но каждый раз они не подтверждаются. На этот раз все началось также со слухов, которые быстро обросли подробностями. Разные источники сообщали, что речь идет о пакете в 2%, размещение пройдет на “Восточной бирже”, а в сделке могут быть использованы как cash-out, так и cash-in модели. Совет директоров компании принял даже решение об обращении с заявлением о листинге обыкновенных акций “Сибур Холдинга” на “Восточной бирже”, расположенной во Владивостоке. Но по факту – это лишь техническая подготовка к размещению. Официальные представители компании так и не подтвердили, что решение о самом IPO принято. Так что интрига сохраняется.
В новостях “Росхима” тоже есть интрига, касающаяся управления холдингом, и тоже на уровне слухов. А вот в топ попали несколько новостей об активах, которые вошли в периметр компании: “Метафракс”, “Волжский оргсинтез” и “Дальнегорский ГОК”. Аукционы прошли в один день. В каждом из них был один участник, который и стал победителем. Три предприятия объединяет также предшествовавшая история. Все они в 2023 году по искам Генпрокуратуры РФ были изъяты судами у собственников. Позже все оказались под внешним управлением “Росхима”. Вынесение госструктурами этих активов в сентябре на аукцион рядом экспертов отрасли было воспринято как признание того, что “Росхим” не справился с управлением активами, и его планируют поменять. Однако ни о какой замене держателей активов речи не шло. Дело было в законодательном оформлении прав собственности “Росхима” на активы, которыми и так уже управляла корпорация. Сбор мощностей под управлением “Росхима” продолжается два с половиной года, но это все равно интересует читателей.
Регуляторные меры – на втором плане, но про них не забывают. 2024 год был полон нововведений со стороны госорганов. Возможно, поэтому эффект от их анонсирования или внедрения оказался немного размыт. Тем не менее, некоторые из них волновали читателей особенно.
Главной, даже не новостью, а государственной темой года стало формирование федерального проекта “Развитие производства химической продукции” в рамках национального проекта технологического лидерства “Новые материалы и химия”. Весь год шли обсуждения и в экспертных группах, и в госорганах, и в сообществе. Обсуждались планы, корректировались бюджеты (чаще в сторону урезания). Окончательную конфигурацию проекта представил заместитель министра промышленности и торговли Михаил Юрин на пленарной сессии XII московского международного химического форума в октябре. На реализацию нацпроекта планируется направить порядка 390 млрд. руб. Из 23 цепочек химического федпроекта, входящего в этот нацпроект, пилотными станут 10. В десятку вошли: компоненты полиуретана и производные анилина; фосфор и переделы; СВМПЭ и спецполимеры; ацетилен, бутандиол и производные МАН; эпоксидные смолы; волоконный ПЭТФ; действующие вещества для ХСЗР; сера и производные; кремнийорганические соединения. Видимо, в рамках этих цепочек и стоит в первую очередь рассчитывать на госфинансирование.
Несколько подзабылась налоговая реформа в России, возможно, потому что ее обсуждение проходило полгода назад, а, возможно, потому, что часть мер еще не начала действовать. Поправки в Налоговый кодекс включают введение с 2025 года дифференцированного НДФЛ в зависимости от размера и вида полученного гражданином дохода и повышение налога на прибыль организаций с 20% до 25%. Изменения касаются и производителей удобрений, в частности, акциза на приобретение газа для выпуска аммиака и формул расчета налога на добычу (НДПИ) калийной и фосфатной руды.
Новые министры, РОП и маркировка труб. Остальные 6 новостей в опросе набрали примерно равное количество голосов читателей.
Чуть более остальных привлекли внимание сообщества кадровые перестановки в правительстве РФ. Коснулись они двух ключевых для отрасли министерств. Министром энергетики был назначен глава Кемеровской области Сергей Цивилев. Главой министерства промышленности и торговли РФ в новом правительстве стал Антон Алиханов, ранее занимавший пост губернатора Калининградской области.
К концу 2024 года немного подзабылся и новогодний перенос повышения ставок экосбора по расширенной ответственности производителей (РОП). И это нашло отражение в голосовании читателей RUPEC. А вот сам новый механизм РОП по-прежнему вызывает массу вопросов. Повышение ставок в 2025 году, скорее всего, только усилит дискуссию.
Размытым оказался и эффект от эксперимента по маркировке труб, так как стартовал эксперимент с пробуксовкой и позже назначенных сроков. Однако на пике эксперимент должен затронуть самых крупных и активных производителей труб. В случае внедрения маркировки стоит ожидать кардинального пересмотра и правил на рынке и расстановки сил.
“Газпромбанк” в “Группе Полипластик”, а “Кордиант” – в “Севергрупп”. Наконец, стоит упомянуть еще три корпоративные новости, прямо или косвенно связанные со сменой собственников. Ими заинтересовалось не так много проголосовавших читателей, но новости важные для своих рынков.
В продолжение темы трубного рынка – в число совладельцев крупнейшего производителя полимерных труб “Группы Полипластик” вошли структуры “Газпромбанка”. 25% ООО “Группа Полипластик” теперь принадлежат ЗКПИФ “Газпромбанк – Комплексный”. Долю в 65% получило ООО “СИГП”, которое в конце февраля перешло полностью в собственность Льву Гориловскому. Оставшимися 10% владеет основатель компании Мирон Гориловский. Формально контроль за “Группой Полипластик” сохранили отец и сын Гориловские, но компания “СИГП” является обеспечением по кредитам группы, выданным “Полипластику” структурами “Газпромбанка”. Позже подконтрольная “Газпромбанку” международная компания “Гауданио холдингс” приобрела 25% “Химтэка”, крупного поставщика химической продукции на территории России и стран СНГ. “Химтэк” контролирует ряд химических предприятий – “Химтэк Инжиниринг”, “Монамин”, “Синтамин”, “Синтез ОКА”, “Синтез ОКА Полиуретан”, “Синтез ОКА-Строительная химия” и “Химсорбент”.
После шинных сделок 2023 года заработали два завода, входящих в компанию “Кордиант”: Gislaved в Ульяновске (бывший Bridgestone) и Gislaved (бывший Continental) в Калуге. Их пуск положительно отразится на объемах российского производства шин.
Сама компания “Кордиант” также стала объектом сделки. Ее приобрела компания “Севергрупп”, которая осуществляет деятельность по управлению инвестициями в интересах Алексея Мордашова.
В этот рейтинг не вошли новые производства. (rupec.ru)