Похоже, что европейский рынок дизельного горючего находится в переходном периоде, определяемом экономическими трудностями, снижением структурного спроса и ожидаемым закрытием нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в новом году.
Эти факторы оказывают понижающее давление на маржу нефтепереработки дизельного горючего, при этом МЭА прогнозирует отсутствие возврата к высокой марже, наблюдавшейся сразу после пандемии Covid-19. Маржа в Европе имела тенденцию к снижению в 2024 году до уровня ниже $17 за баррель, что на треть ниже $28,53 за баррель в 2023 году и менее половины резкого уровня в $37,27 за баррель в 2022 г.
Европейский спрос был заметно слабым. Согласно последним опубликованным данным, в крупнейших экономиках региона, Германии и Франции, в 2024 году потребление дизельного топлива сократилось на 4% и 3% соответственно. Утрата первым дешевого российского газа подорвала его экономическую модель, что, похоже, оказало структурное влияние на национальный спрос на дизельное топливо
Любое улучшение европейской экономики в 2025 году, вероятно, станет попутным ветром для роста цен на дизель.
Европа также переживает системное снижение использования дизельных автомобилей, поскольку электрические и гибридные транспортные средства занимают все большую долю.
Согласно данным SMMT и KBA, недавно зарегистрированные дизельные легковые транспортные средства составляли в ноябре 14,9% рынка Германии и 6,1% рынка Великобритании по сравнению с 31,6% и 45,8% для чистых бензиновых автомобилей. Новые гибридные средства занимают 38,7% рынка Германии. Задержки полного национального запрета на продажу новых дизельных или бензиновых автомобилей могут остановить падение популярности дизельных автомобилей, но вряд ли эту тенденцию можно изменить.
Закрытие европейских НПЗ может способствовать восстановлению баланса на рынке в следующем году. НПЗ Petroineos Grangemouth в Шотландии мощностью 150 тыс. б/с станет импортным терминалом. В Германии Shell прекратит переработку сырой нефти на своем НПЗ Wesseling мощностью 147 тыс.ч. б/с, а BP планирует навсегда остановить установку по переработке сырой нефти и установку десульфурации среднего дистиллята на своем заводе в Гельзенкирхене мощностью 257 тыс. б/с.
В 2025 г. европейские цены на дизельное топливо могут вновь повлиять на события за пределами региона, в частности на доходность ключевых арбитражных маршрутов от побережья Мексиканского залива США, Средневосточного залива и Индии. В 2024 году на европейские цены и маржу дизельного горючего повлияло возобновление НПЗ в регионах-поставщиках.
В следующем году цены могут испытать дополнительное давление из-за начала производства дизельного топлива качества 10ppm в этом месяце на нигерийском НПЗ Dangote мощностью 650 тыс. б/с, что может полностью компенсировать потерю европейских нефтеперерабатывающих мощностей. Любое смягчение агрессии боевиков-хуситов в Йемене в Красном море может стимулировать возврат дизельных грузов через Суэцкий канал, сокращая время доставки и отягчая нестабильность поставок. Цены могут способствовать усилению санкций ЕС против “теневого” флота России, что может повлиять на глобальные предложения, а также предстоящий сезон технического обслуживания НПЗ в США, рекламируемый как разрушительный. В 2025 году закроют два НПЗ в США. (enkorr.ua)