Новый год начался с увеличения акцизных ставок на горючее и роста внешнего рынка. Это сразу отразилось на предложениях дизтоплива, стоимость которого выросла на +/-1 грн./л. Но такой прирост покрыл разве что треть объективного роста себестоимости. Поэтому январские партии рискуют задержаться у их владельцев надолго.
Новый акциз прибавил к цене около 2 грн./л. В то же время европейские котировки 2 января в среднем увеличились на $14/т или 0,59 грн./л по сравнению с последним днем декабря. Это в итоге прибавило 2,59 грн./л к стоимости горючего на конец 2024 года.
Но из-за наличия достаточных объемов горючего, приобретенного накануне, потребители не готовы брать ресурс по новым ценам. “По новым ценам продаж нет вообще. Многие ресурсы были приобретены до 31 декабря”, – отметил один из трейдеров на юге. “Отдельные компании еще продолжают праздновать. Активнее рынок заработает после 6 января”, – добавил другой собеседник.
По состоянию на 3 января на юге стоимость дизтоплива варьируется в пределах 42,90-44,10 грн./л со снижением до 42,70 грн./л. По слухам, по такой цене предлагают горючее в компаниях “Эксон” и “Арстак”. Дороже всего, 44 грн./л и 44,10 грн./л, у “АО Энерго Трейд” и “Мартин Трейд” соответственно.
Премии к котировкам CIF Med на 2 января составляли $31-64/т, при том что расходы на перевалку, доставку, эскалацию, демередж, например, на румынском направлении, составляют около $80/т.
На западе цены выросли до 45,10-46,70 грн./л с 43,30-45,20 грн./л 30 декабря. Самые низкие предложения у “Вог Трейда” (45,10 грн./л) и “Мартин Трейда” (45,20 грн./л).
С учетом цен в приграничных областях на уровне 45,10-45,80 грн./л надбавка к CIF NWE составляла $83-100/т, что тоже не покрывает дополнительных расходов.
Поставки. На прошлой неделе планы трейдеров разрушил шторм. Определенное количество ресурса застряло в дороге и грузилось после 30 декабря.
В общей сложности в декабре импортировали 19,2 тыс. т в сутки, что на 3% меньше, чем в ноябре, и на 10%, чем в августе, перед первой волной повышения акцизных ставок в сентябре.
Основные объемы поступили по железной дороге: 8,2 тыс. т в сутки, что на 9% больше, чем в ноябре. 78% железнодорожного дизеля было отгружено из Польши (6,4 тыс. т в сутки). Остальные объемы – из Румынии (1,1 тыс. т), Литвы (0,28 тыс. т), Германии (0,32 тыс. т), Австрии и Словении (итого 0,12 тыс. т).
По словам одного из польских поставщиков, на январь контрактовали только розничные сети.
Объемы автомобильных партий просели на 6% до 1,95 тыс. т в сутки. Особенно потеряли Румыния и Болгария, импорт из которых снизился на 23% и 78% соответственно – до 25 бензовозов в сутки и 8 бензовозов с начала месяца.
Не досчиталось 13% дизеля по сравнению с ноябрем и на терминалах на реке Дунай. Более всего уменьшились объемы из Румынии: с 4,98 до 3,92 тыс. т/сут. 24% общих дунайских объемов отгрузили AGTG SA. На Cantarell Trading пришлись 16% или 1,23 тыс. т (+24% к объемам в прошлом месяце). Следом идут D Trading, Octans Trade и Rinaco Trade, отгрузив 0,56 тыс. т, 0,43 тыс. т и 0,42 тыс. т соответственно.
Фьючерсы на газойль на лондонской бирже 3 января торговались выше $700/т, что кроме акциза будет давить на цены вверх. (enkorr.ua)