Либерализация импорта сжиженного газа и появление в свободном обороте ресурса госкомпаний коренным образом изменили украинский рынок. Главным эффектом от событий февраля по сей день остается крупный избыток газа на рынке, что пока не оказывает сильного влияния на его цены в рознице. В ближайшем будущем судьба цен на АГЗС будет зависеть не столько от экономики, сколько от политики крупных операторов.
Большинство газотрейдеров, собравшихся 19 марта и 24 марта аукционы “Укрнафты” и “Укргаздобычи”, изрядно истосковались по подобным мероприятиям. Некоторые не скрывали, что купили пару лотов из ностальгии по прежним временам – последние свободные торги госкомпаний были в августе 2010 г. В свободное обращение вернулась почти половина годового объема украинского рынка СУГ. И хотя начало свободных торгов произошло не вполне законно (изменения к постановлению Кабмина о проведении аукционов премьером еще не подписаны), событие позволило снять напряжение на производствах “Укрнафты” и “Укргаздобычи”. В середине марта госкомпании загрузили ресурсом все, что смогли: резервуары собственных заводов, дружественные ГНС, наличный подвижной состав.
По предварительным расчетам, баланс украинского рынка сжиженного газа за январь-февраль 2014 г. составил 148 тыс. т против 112 тыс. т в 2013 г. Учитывая то, что запасы на конец февраля в разы выше прошлогодних, можно говорить, что рынок крепко перелит. Столь мощный профицит ресурса, сформировавшийся на рынке после падения таможенной блокады, жестко ограничил цену, на которую смогли бы рассчитывать “Укрнафта”, “Укргаздобыча” и “Укртатрафта”, заливающиеся газом. При паритете импорта на уровне 9200 грн./т продавцы смогли реализовать СПБТ по 8300 грн./т. Впрочем, первые результаты торгов заставили зарубежных поставщиков привести свои прайсы в соответствие с ценами внутреннего рынка.
Профицит обвалил цены на СПБТ в опте почти на 20%, однако это не нашло адекватного отклика на стелах АГЗС, где ценники существенно не изменились. Общая ситуация на рынке нефтепродуктов в 2014 г. создала для развития газа самые благоприятные условия. Сначала из-за роста курса валют бензин А-95 на АЗС крупнейших сетей подскочил в цене на 1,85-2,45 грн./л, в то время как кое-где подешевел. В итоге ценовая пропорция газ/бензин улучшилась для первого с 59% до 51%. По словам операторов рынка, увеличению спроса на переоборудование транспорта это пока способствует не так сильно, как могло бы. Наравне со стоимостью газа вторая сторона вопроса – цена комплекта газобаллонного оборудования, повысившаяся вслед за курсом евро на межбанке. Установщики говорят, что стоимость ГБО выросла на 20-25% в зависимости от комплектации и производителя. Даже учитывая разнонаправленные движения цен на бензин и газ, период окупаемости ГБО сегодня на 3-5% больше по сравнению с ситуацией на конец февраля. По словам директора “Газовика” (Киев) Олега Глобенко, спрос на ГБО от этого не упал, но качественно изменился. “Эффект от динамики цен не может быть мгновенным. Мысли о переходе на газ обычно появляются через 2-3 недели после роста цен на бензин, – говорит О. Глобенко. – Прилив клиентов ощущается, однако происходит четкая переориентация на самое дешевое оборудование”.
Ритейлеры о снижении цен говорить пока не хотят. “Бензин только дорожает, какой смысл снижать газ?!”, – задается риторическим вопросом владелец одной из крупнейших сетей. Владельцы розничных сетей соглашаются, что место для ценового маневра имеется, поскольку даже на фоне прошлого удачного года нынешние заработки очень радуют продавцов газа. “После небольшого снижения на стеле маржа на пистолете очень редко опускается ниже 1,5 грн./л, – говорит он. – Даже одиночные заправки воспрянули духом. Все хотят хорошо поторговать после двух с лишним лет жесткого прессинга”. В крупных сетях признают, что сложившийся расклад на рынке не очень устойчив: большой заработок всегда порождает почву как для возвращения скрытых скидок, так и открытого похода вниз по стеле. “Кто-то первый начнет и все посыплются, пойдет цепная реакция”, – прогнозирует возможное развитие ситуации представитель крупной сети АЗС.
Как показал 2013 г., когда в пылу соревнования АГЗС снижали цены до немыслимых минимумов, это не самый худший вариант: по итогу года и заработали хорошо, и продажи нарастили. В период сезонной активизации автомобилистов лишние аргументы для перехода будут очень актуальны. (Консалтинговая группа А-95/Химия Украины и мира)