Спрос на мазут M100 российского производства, основное сырье мини-НПЗ в китайской провинции Шаньдун, в апреле снизился, так как переработчики переходят на альтернативное сырье – парафиновый дистиллят. «На внутреннем рынке появилось больше остаточного масла и парафинового дистиллята, которые также можно использовать как сырье для жидкого каталитического крекинга, при этом M100 дороже, – сказал источник на НПЗ Jingbo Petrochemical мощностью 3,5 млн. т/год.
Источники в секторе переработки сообщили, что цена остаточного масла в Шаньдуне составляет 5200-5300 юаней ($831-846)/т, парафинового дистиллята – около 6000 юаней ($959)/т. При этом спотовая цена российского мазута M100 в апреле оставила примерно 5900-5950 юаней ($943-951)/т. В конце апреля компания перепродавала партию M100 объемом 75 тыс. т, полученную в марте. Пока ей удалось продать 20 тыс. т по около 5950 юаней ($951)/т (базис CFR), в настоящее время она предлагает такой же объем.
Один из сингапурских трейдеров предложил партию M100 объемом с танкер типоразмера MR с поставкой в мае с премией $105/т к бункерному топливу марки 180 CST на условиях CFR (доставка до порта назначения). Некоторые мини-НПЗ проявили интерес к покупке с предлагаемой премией, сообщил источник в трейдерской компании. Предложение эквивалентно цене 6100-6200 юаней ($975-991)/т, отметил трейдер из Chinaoil. Спрос на российский мазут M100 в марте упал до 16-месячного минимума. Данные пекинской мониторинговой компании JYD Commodities показывают, что 36 обследованных ею мини-НПЗ переработали 50 тыс. т этого сорта – минимальный объем с ноября 2012 г. При этом средняя производительность “самоваров” в Шаньдуне с 17 по 23 апреля выросла до 34,4% мощностей по сравнению с 33,5% неделей ранее, отмечает JYD.
Слабый спрос на нефтепродукты, возможно, заставит Yongxin Petrochemical отложить пуск после планового ремонта мини-НПЗ мощностью 600 тыс. т/год. «Раньше мы планировали пустить его в мае, но теперь не уверены», – сказал источник. «Производительность установок для перегонки нефти сравнительно низка, но производительность установок каталитического крекинга еще ниже», – отметил один из аналитиков JYD.
Помимо того, что M100 используется как сырье для переработки, его также смешивают с местной нефтью и используют как сырье для перегонки. С начала этого года “самовары” увеличили переработку китайской нефти, сообщают источники на НПЗ.
В 2013 г. мини-НПЗ Шаньдуня совместно переработали 4-5 млн. т нефти марки Shengli, добываемой Sinopec. Ожидается, что в 2014 г. объемы будут больше, так как заводы Sinopec перерабатывают меньше китайской нефти, сказал источник в Chinaoil. Кроме того, для мини-НПЗ в 2014 г. стали доступны другие марки. Дополнительные объемы поступают с месторождений Sinopec “Тахе” и Чжунюань и месторождения PetroChina “Ляохе”.
«Похоже, проблемы не будет, даже если из России будет поступать меньше M100», – сказал трейдер с НПЗ Tianhong New Energy, который тоже перепродает M100 на местном рынке. Компания получает ежемесячную квоту в 165 тыс. т M100 от “Роснефти” через BP. Срок контракта – с ноября 2013 г. по декабрь 2014 г.
Трейдеры, работающие на рынке бункерного топлива в Шанхае, говорят, что спрос в сегменте грузовых судов остается слабым, покупатели приобретают топливо лишь тогда, когда запасы почти на исходе. «Бункерное топливо покупают партиями по 300-500 т – не больше, чем может принять одно судно», – сказал трейдер компании Shanghai Yunfeng в Шанхае. Хотя цена топлива с низким содержанием металлов и серы составляет 4450-4500 юаней ($711-719)/т, то есть близка к минимуму нынешнего года, трейдер не хочет увеличивать закупки.
При этом цена топлива 180 CST из китайских сортов с содержанием серы 3,5% снизилась в Шанхае в середине апреля на 20 юаней/т и составила 4360-4400 ($670-703)/т. Обычно цена высокосернистого топлива ниже цены топлива с низким содержанием серы и металлов на 100 юаней ($16)/т. По мнению источников, дальнейшее снижение цен маловероятно, так как предложение сырья для смешивания ограничено. (Нефть России/Химия Украины и мира)