Правительство РФ рассматривает 2 варианта изменений в системе взимания пошлин на нефтепродукты, сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. “Пока к окончательному выводу не пришли. Обсуждаются два варианта: один предполагает изменение графика повышения и снижения пошлин на мазут и нефтепродукты. То есть не единовременное повышение до 100% пошлин на мазут, а повышение по растянутому графику. Другой вариант предполагает еще маневр по НДПИ”, – пояснил А. Дворкович.
Вариант, предлагаемый Министерством финансов, предполагает форсированное снижение экспортной пошлины на нефть, светлые нефтепродукты и масла – более чем наполовину в 2016 г. Компенсировать “выпадающие” доходы бюджета министерство предлагает повышением ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть в 2 раза: до 1005 руб./т в 2016 г. против текущих 493 руб. Повышение цен на внутреннем рынке будет сдерживаться с помощью существенного снижения акцизов. Альтернативный вариант, озвученный Министерством энергетики, предполагает более протяженный по времени пересмотр графика изменения пошлин и НДПИ. По подсчетам Минэнерго, такой маневр может завершиться после 2018 г., до этого момента НДПИ будет расти, а экспортные пошлины снижаться незначительными темпами. Кроме того, Минэнерго предлагало перенести с 2015 г. на 2017 г. повышение пошлины на экспорт мазута до 100% от нефтяной.
По словам А. Дворковича, данный вопрос может быть вновь поднят на комиссии по вопросам развития ТЭК и экологической безопасности в ближайшее время.
“Налоговый маневр” в нефтяной отрасли рассматривается в правительстве РФ с начала весны. Его основные элементы – резкое снижение пошлин на экспорт нефти до уровня Казахстана (в настоящее время – $385 против $80/т), а также акцизов и синхронное повышение НДПИ. По словам директора департамента налоговой политики Минфина Ильи Трунина, “налоговый маневр” способен привести к росту цен на бензин и дизельное топливо из-за повышения внутренних цен на нефть. Чтобы не допустить этого, представители Минфина и Минэнерго предлагали снизить акцизы. Но, как отмечает И. Трунин, “акцизы – источник формирования дорожных фондов”, поэтому потребуется пересмотреть и налоговые льготы по НДПИ. Также предстоит найти компенсацию для нефтехимии: внутренняя цена на прямогонный бензин, используемый для переработки в нефтехимическую продукцию, вырастет из-за снижения пошлин на экспорт нефти, а ее продукция – неподакцизный товар, поэтому компенсировать издержки снижением акцизов нельзя. Аналогичным образом обстоит ситуация и с авиакеросином. (rupec.ru/Химия Украины и мира)