Фонд венчурных инвестиций в области медицины и биотехнологий Burrill & Company и другие западные компании заинтересовались созданным в Рязанской области Центром масштабирования биотехнологий (ЦМБТ) ГК “Ростех”. На фоне практически полного прекращения производства продукции малотоннажной химии для нужд оборонно-промышленного комплекса, медицины и других важнейших отраслей промышленности, западные инвесторы, специализирующиеся на проектах в биотехнологиях, готовы сотрудничать, а в перспективе и участвовать в работе единственного в России ЦМБТ, построенного в рамках проекта ГК “Ростех”.
Сегодня ЦМБТ планируется использовать для отработки технологий и получения данных по проектированию производств сырья для композиционных материалов и полупродуктов для лекарственных субстанций. Потребность в такой продукции не превышает нескольких тысяч тонн в год, по этой причине ее производство выпало из сферы коммерческих интересов крупных нефтехимических компаний. А биотехнологии (или малотоннажная “зеленая” химия) могут стать альтернативой получения таких продуктов в ближайшее время. “В условиях, когда в экономиках ведущих стран осуществляется переход на альтернативные источники энергии и активно развиваются технологии получения традиционных продуктов на базе альтернативных углеводородам источников сырья, становится очевидным, что в России также необходимо развивать биотехнологии, биоэнергетику и альтернативную “зеленую” химию. Это позволит повысить уровень конкурентоспособности российских компаний и занять достойное место среди лидеров нового технологического мирового уклада “, – говорит научный руководитель проекта создания ЦМБТ Евгений Ачильдиев. Специалисты утверждают, малотоннажное производство продуктов “зеленой” химии отличается доступностью и низкой стоимостью сырья, здесь возможно использовать обычные отходы, причем весь спектр продукции можно получать в рамках одного компактного биопроизводства. И такой опыт имеется.
В России до сих пор присутствует определенная недооценка роли и значения биотехнологий. Инвесторы не скупятся, а банкиры выдают огромные кредиты, как только речь заходит, например, о нано-проектах, а вот с био – ситуация более сложная. В то же время западные компании вкладывают большие средства в перспективные био- проекты и технологии. Так, компания Renmatix совместно с BASF вложила $50 млн. в технологию получения сахаров из биомассы, а компания Cobalt Biofuels получила на лабораторную и опытно-промышленную установки получения биобутанола $13 млн. и $25 млн. соответственно.
В России подобные проекты финансируются значительно скромнее. Хотя их перспективы не уступают лучшим зарубежным разработкам. Еще в сентябре 2008 г. корпорация “Биотехнологии” представила проект создания промышленных предприятий по переработке непищевой биомассы на базе существующих в стране и давно заброшенных к тому времени гидролизных заводов. В компании планировали, начав с Тулуна и местного гидролизного предприятия, перестроить несколько таких производств в современные биофабрики. Амбициозным планам помешал экономический кризис, который вмешался в график реализации проекта. Но через несколько месяцев в 2009 г. команда проекта продемонстрировала стендовую установку получения биобутанола – биотоплива второго поколения. После этой демонстрации “Ростех” согласился принять участие в проекте совместно с “Газпромбанком”, специалисты которого предложили провести технический аудит проекта, что было поручено австрийской компании «Фогельбуш». Результаты аудита подтвердили жизнеспособность технологии. Более того, австрийская компания выразила желание участвовать в ее доработке и масштабировании. Для этого в “Ростехе” решили создать опытно-промышленную установку по получению из биомассы моносахаридов. С 2010 г. группа ученых и инженеров начала доработку НИОКР для проектирования и строительства опытно-промышленной установки по переработке возобновляемой непищевой биомассы. На это ушло 3 года.
Пока в лабораториях России и Австрии дорабатывалась технология и проектировался первый, как его позднее назвали создатели, Центр масштабирования биотехнологий, корректировался и сам проект. Новые экономические реалии, в частности, изменение цен на нефть и общемировая экономическая ситуация сместили акценты проекта с крупнотоннажных промышленных предприятий в сторону более технологичной и рентабельной малотоннажной “зеленой” химии. Промышленную площадку в Тулуне решили отдать под производство топливных пеллет из имеющегося в огромных количества лигнина – отхода бывшего гидролизного производства. В ноябре 2013 г. опытно-промышленная установка по получению из биомассы моносахаридов была принята государственной комиссией Министерства образования и науки РФ, а частные участники проекта начали активно искать возможность продажи технологии, рассматривая в том числе зарубежные компании и венчурные фонды, в первую очередь для покрытия понесенных затрат.
В регион потянулись представители западных био- и химических корпораций с предложениями о совместных исследованиях и коммерциализации новых продуктов. Так, европейская авиационная компания Airbus заключила с управляющей компанией ЦМБТ соглашение о совместных разработках в области производства авиационного биотоплива. Как готорил тогда исполнительный вице-президент Airbus по продажам в России Крис Бакли, “коммерциализация авиационного биотоплива – важный шаг в достижении нашей цели по уменьшению вредного воздействия авиационной промышленности на окружающую среду”. Крупная биотехнологическая компания Royal DSM (Нидерланды) подписала соглашение о совместном производстве продуктов «зеленой химии», в числе которых назывались биогаз и биоэтанол. Российская “Ренова” заинтересовалась в реализации в сотрудничестве с ЦМБТ пока еще “Ростеха” своего проекта создания промышленного предприятия по производству PLA (Poly Lactic Acid, полилактид молочной кислоты) – сырья для производства биоразлагаемых пластиков. Недавно, проектом заинтересовался Фонд венчурных инвестиций в области медицины и биотехнологий Burrill & Company.
“России требуется модернизация, в том числе для создания внутреннего спроса. Эту модернизацию без развития собственных и трансфера передовых мировых промышленных биотехнологий осуществить нельзя. Под эффективным трансфером мы понимаем процесс, когда на базе российских центров масштабирования совместно с ведущими западными компаниями мы будем развивать и внедрять такие технологии в нашу экономику”, – говорит руководитель проекта создания опытно-промышленной установки К. Диесперов.
Об успехе проекта “Ростеха” свидетельствует интерес к проекту западных компаний и инвесторов. (Expert/Химия Украины и мира)