Эксперты пришли к выводу, что в ближайшие годы российский фармрынок может стать одним из самых быстроразвивающихся в мире. Однако сдерживающих факторов в отрасли пока предостаточно – нехватка кадров, медленное обновление законодательства и не совпадающие, а часто и противоречивые позиции государственных регуляторов по различным вопросам.
По словам президента компании “Фармасинтез” Викрама Пунии, фармрынок РФ за последние несколько лет вырос в 12 раз, мировой – в 3 раза, Европы – в 2 раза. Сейчас рынок РФ занимает 8 место в рейтинге самых крупных рынков мира, а по приросту – 3 место. При таких темпах роста к 2020 г. российский рынок войдет в первую пятерку в мире.
Исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Олег Астафуров назвал самой главной бедой, препятствующей развитию рынка, непрозрачность регистрационных процедур, раздробленность. “У нас причастны к регулированию отрасли Минздрав, Минпромторг, Минэкономразвития, Росздравнадзор. При этом отсутствует внятная долгосрочная лекарственная политика, не считая стратегии “Фарма-2020″ и программы развития кластеров, – пояснил он. – Также в стране очень медленно меняется нормативная база – законодательные решения готовят годами”.
Самая большая возможность и одновременно угроза развития отрасли в том, что 95% всей сферы здравоохранения находится в госсобственности, это порождает зависимость, пояснил председатель правления НП “Медико-фармацевтические проекты XXI века” Захар Голант: “Будь иначе – роль государства была бы меньше, а компании бы более предсказуемо развивались на рынке. Часто одной рукой государство дает деньги и преференции, а другой не пускает кого-то на рынок. Например, 3 года не меняются перечни лекарств. Иногда у разных регуляторов совершенно разные оценки по поводу стратегий развития”. Создаваемые сейчас в регионах кластерные заводы в основном сориентированы на госзаказы. Роль региона в этом случае – принимать часть гарантий по увеличению стоимости проектов, помогать в реализации. Однако именно позиция федеральных регуляторов создает необходимый инвестклимат во всей отрасли в целом. Поэтому необходимо, чтобы разные органы власти увязывались с общим вектором развития. “Мы подготовили пакет изменений в Закон №61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств”, причем это уже 9 его редакция, и еще в закон №44-ФЗ о контрактной системе, – пояснил Голант. – Нужно активнее размещать госзаказ на местных заводах. Также необходимо создание особой комиссии, введение инспектората, чтобы все фармкомпании соответствовали правилам организации контроля качества производства. Это касается не только местной, но и импортируемой продукции, доля которой составляет до 70%. Иначе локальные производства не в состоянии конкурировать с медикаментами, произведенными на сертифицированных международных площадках”.
Ситуация в России противоречивая, считает президент фармкомпании “Акрихин” Ян Слоб: “Россия – единственная страна, которая всего за несколько месяцев ввела регулирование цен на жизненно важные препараты. Но, например, введение стандартов GMP в стране обсуждалось чуть ли не 20 лет”. В 2014 г. фармпромышленность РФ должна была перейти на стандарт GMP, это базовый стандарт качества продукции, параметров производства и лабораторной проверки препаратов. Однако, по словам Астафурова, сейчас на рынке продаются препараты, выпущенные как в соответствии с этим стандартом, так и без него. “Около 30-35% рынка – это госзакупки, аукционы которых ориентированы на самую низкую цену, – пояснил он. – Есть компании и без стандарта GMP, которым наравне с остальными важно выиграть в конкурсе и снизить цены. Получается, у нас есть добросовестная и недобросовестная конкуренция – кто-то придерживается стандарта, а кто-то нет. Внедрение этого стандарта поможет выровнять все условия рынка”.
Российская фарминдустрия до сих пор во многом – препараты-дженерики, инновационных продуктов пока мало. По словам Яна Слоба, как ни парадоксально, но локализация ограничивает доступ на рынок иностранных производителей – это происходит неявно, подспудно. По закону она не связана с доступом на рынок, однако в будущем крупные компании не будут строить собственные производственные линии в другой стране, так как не будет инвестиционного смысла делать это для 4-5 наименований лекарств. Поэтому компании присматриваются к существующим предприятиям, что открывает большие возможности перед местными производителями. Они могут либо выполнять заказы крупных мировых компаний по контракту, либо работать по лицензии на производство. Это поможет и реализации одной из задач “Фармы-2020”. По плану чиновников, к 2020 г. российские лекарства должны составлять не менее половины рынка, но пока, например, в Петербурге доля импортных лекарств составляет 70-90%. (Российская газета/Химия Украины и мира)