Если в стране кризис, то никому не удастся остаться в стороне. Чувствуют это и участники рынка нефтепродуктов. Колебания на валютном рынке, рост цен более чем на 40% за пару месяцев, снижение потребления и обостряющаяся ситуация на востоке страны – все это будет иметь очень серьезные последствия для рынка.
То, о чем так долго говорили, произошло в апреле. По оперативным данным, поставки бензина и дизтоплива на рынок сократились на 30% по сравнению с показателем 2013 г. (на 33% “просели” бензины, на 27% – дизтопливо). Для сравнения: колебания в пределах 5% ранее считались значительными. Причин несколько. Главная – многие трейдеры отказались от поставок из-за растущего валютного курса. “Каждый литр, который мы продавали в апреле, принес убытки, оптовые цены были ощутимо выше розничных”, – описывает ситуацию один из розничных трейдеров.
Но проблема также в том, что существенно снизились продажи, и надолго. Почему так? Посмотрим динамику цен. Бензин А-95 с начала года подорожал на 42,2% (на 4,5 грн./л), но рекорд принадлежит дизтопливу: с январь по май цены выросли на 53,2% – с 9,63 до 14,75 грн./л. Повышенные темпы роста по сравнению с бензином связаны с решением правительства повысить с 1 апреля акциз вдвое – с EUR46 до EUR98/т. В результате перемещаться по Киеву стало намного проще, а кое-где на периферии можно ездить с завязанными глазами – все равно никого не встретишь.
Еще одним фактором снижения поставок стала оккупация Крыма. В апреле на полуостров начали поступать российские нефтепродукты, а “украинские” – перестали. Кроме того, операторы отмечают обвал продаж. “Этой весной наша крымская сеть продает в день в 6 раз меньше, чем в прошлом мае”, – на условиях анонимности рассказал руководитель национальной розничной сети, которая в минувшем марте неожиданно стала международной. Крым из топливного баланса Украины выпал, унеся с собой около 4,4% в годовом исчислении.
Совсем грустно обстоят дела с маржами. Этой весной если кто и заработал, так это оптовики, которые переоценивали товар по несколько раз на день во время валютного ралли, закладывая риски по полной. Розничным продавцам, работающим в условиях большей конкуренции, так не повезло. Рост был запоздалым и растянутым, что в условиях ежечасного роста закупочных цен обернулось длинным “минусом”. По имеющимся данным, финансовый результат всех ведущих сетей АЗС в январе-апреле 2014 г. – убыток. “Надо было снимать топливо со свободной продажи, уходить в обслуживание корпоративных клиентов. Ничего бы не заработали, но и не потеряли бы”, – говорит один из крупных ритейлеров.
Другим выходом могло бы стать оперативное реагирование на валютный курс, с изменением цены пропорционально опту. Правда, в этом случае цена на пике превысила бы 18 грн./л, тогда как по факту – до 16 грн./л. Теперь владельцы АЗС безуспешно пытаются объяснить стране, почему курс доллара упал, а цены на колонке – нет, подсчитывая убытки. Если “грязная” розничная маржа в 2013 г. составила в среднем 1,42 грн./л, то по итогам 4 месяцев 2014 г. – 0,38 грн./т.
В марте бензоколонки фактически доплачивали потребителю по 24 коп./л, а в апреле торговали без наценки. В связи с этим падение объемов продаж в апреле можно считать удачным обстоятельством. При этом отсутствие наценки не означает отсутствие убытков: зарплаты, эксплуатационные расходы, налоги и прочие обязательные платежи никто не отменял. Если учесть, что эти затраты суммарно составляют 0,8-1,0 грн./л, то в 2014 г. прибыли еще никто не видел. И увидит нескоро.
Это подтверждается участившимися сообщениями о готовности ритейлеров продать свой бизнес. “Прошлый год был достаточно успешным, но об этом уже никто не помнит. До конца этого года доплывут не все”, – уверен один из авторитетных участников рынка. Другое дело, что очередь из покупателей на зашатавшиеся активы не выстраивается.
Теперь о Востоке. Одну станцию под Славянском сожгли, в навес комплекса донецкой компании “Аси Ойл” угодил снаряд. У “Галнафтогаза” 2 современных бензовоза стоимостью EUR150 тыс. каждый пошли на укрепление баррикад “мирных протестантов”. Местный лидер, компания “Параллель”, входящая в СКМ, была вынуждена закрыть 4 комплекса в Славянске. В начале мая захватили Ровеньковскую нефтебазу (Луганская обл.), облегчив ее содержимое на 800 т. Нападения, грабежи, вымогательство и шантаж – сегодняшние будни топливных ритейлеров Донбасса. Многие колонки в горячих точках допродавали остатки, чтобы остановиться. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)