Назначение Игоря Диденко на пост заместителя министра энергетики и угольной промышленности была воспринята в отраслевых и экспертных кругах однозначно: этот человек появился, чтобы снова на себя что-то взять. Делает он это профессионально, за что был дважды судим, дважды оправдан и снова призван для выполнения ответственных задач. Первые же его шаги на новом посту отвечают на многие вопросы, оставляя без ответа лишь один: за такие перемены боролась Украина? Похоже, единственные, кто рад такому подарку судьбы, так это россияне. Очевидцы говорят, что Игоря Диденко тепло встретили в Москве в ходе его визита еще в ранге советника министра энергетики. А недавно глава “Газпрома” Алексей Миллер открыто заявил, что подобные назначения в украинском топливно-энергетическом комплексе в Москве расценивают не иначе как признание Украиной газовых договоренностей 2009 г. (которые Киев всячески пытается изменить) – Диденко был активным участником событий вокруг подписания газового контракта 19 января 2009 г. и одним из его непосредственных исполнителей в части экспроприации природного газа Дмитрия Фирташа.
О назначении Диденко начали говорить еще в первых числах апреля, но всерьез никто это не воспринимал. Слишком сильно контрастирует сей облик с ожиданием прихода новых лиц. Есть все основания говорить о том, что человек из прошлого был призван группой “Приват”, на неслучайность этого кадрового назначения указывают их плодотворные пересечения.
В 2009 г. заместитель главы НАКа И. Диденко поддержал переворот в государственной “Укртранснафте”, в результате которого ее главой стал Александр Лазорко – один из “топов” “Привата”. В том же году НАК необъяснимо отказалась от приоритетного права приобрести выставленные на конкурс акции НПЗ “Укртатнафта”, хотя имела возможность сформировать контрольный пакет и установить контроль над лидером отрасли. Вместо этого вакантные пакеты были скуплены структурами “Привата”. Чуть позже Диденко подписал доверенность на участие “Нафтогаза” в собрании акционеров “Укртатнафты”, на котором проголосовал за окончательную легитимизацию рейдерского по своей сути захвата НПЗ днепропетровцами. А за 2 недели до этого Диденко стал главой набсовета “Укрнафты” и подписал акционерное соглашение, согласно которому владельцы 42% акций получат возможность безраздельно править в компании, оставив не у дел держателя контрольного пакета – государство. Первые шаги Диденко, назначенного 7 мая на новый пост, не дают усомниться в том, что череда успешных совпадений продолжится.
Первым подтверждением этого стала модернизация правительственного постановления №1064 о порядке проведения аукционов по продаже энергоресурсов нефтегазовых компаний с крупным государственным участием (“Укрнафты” и “Укргаздобычи”). По информации источников в Минэнергоугольпроме, работа под руководством Диденко кипела до поздней ночи 14 мая, а через день на выездном заседании Кабмина в Виннице проект постановления был внесен с голоса и… принят.
Практика вынесения документов с голоса была негласно запрещена в правительстве Николая Азарова Еленой Лукаш в ее бытность министром Кабинета министров. Очень уж сильно злоупотребляли министры этим инструментом, проводя таким образом большинство “жирных” проектов и избегая необходимости согласования с другими заинтересованными ведомствами. Вышло так и на этот раз. Минэнергоугольпром не учло ключевые поправки, предложенные Министерством финансов с целью получения максимально возможной прибыли от продажи нефти и газового конденсата. В частности, Минфин настаивал на отмене понижающего коэффициента 0,85, используемого для определения стартовой цены украинской нефти относительно завозимых в Украину импортных сортов либо в случае отсутствия импорта – котировки сорта Brent. Аргументация Минэнерго поражает. “Отмена переходного коэффициента 0,85… приведет к существенному повышению стартовой цены на нефть и газовый конденсат, поставит под угрозу реализацию нефти и газового конденсата, поскольку переработка нефти будет убыточной на отечественных НПЗ”, – говорится в протоколе. Вообще-то аукционы для того и проводятся, чтобы получить максимальную цену. Введение 15%-ного дисконта будет означать недополучение наполовину государственной “Укрнафтой”, реализующей всю нефть на аукционе, около 3,3 млрд. грн. (с НДС) в год. Для сравнения: в 2013 г. прибыль “Укрнафты” составила 190 млн. грн., снизившись за год в 7 раз. Введение дисконта на качественную украинскую нефть, да еще и в таком размере – это нонсенс. С 15%-ной скидкой к нефти Brent на мировом рынке продаются самые тяжелые сорта нефти, тогда как нефть украинских месторождений близка по свойствам к лучшим и поэтому самым дорогим маркам углеводородного сырья. Например, намного более плохая по качеству российская нефть Urals дешевле эталонного сорта Brent немногим более чем на 2%.
Важность принятия этого документа подчеркнута и последовавшими за этим событиями. По имеющейся информации, визировать постановление отказался Минюст, указав на несогласованные позиции с Минфином. Кроме того, не захотели подписывать документ и некоторые сотрудники Минэнергоугольпрома. Новая редакция постановления №1064 в силу не вступила, но, судя по давлению, оказываемому на всех сопричастных к прохождению данного документа лиц, это вопрос времени.
Еще одна интересная деталь: по информации источников, Игорь Диденко собирается сам определить состав аукционного комитета – ключевого органа, который на самом деле решает все в этом процессе. (Ведь торгов как таковых нет, один продавец и один покупатель, притом связанные друг с другом). Скорее всего, он же станет его главой.
Но все же определенный прогресс есть. Потери, которые ожидают “Укрнафту”, намного меньше тех, которые она понесла в 2009 г. Тогда у руля отрасли находился все тот же Юрий Продан, а Игорь Диденко был заместителем главы “Нафтогаза Украины” – крупнейшего акционера “Укрнафты”. С помощью чиновников Минэкономики были искусно выписаны правила проведения аукционов и определения стартовых цен на нефть. Коллективными усилиями “Укрнафту” тогда ограбили на $1 млрд. при полном бездействии профильных чиновников.
Зарабатывают на “Укрнафте” дважды. Профит-центрами в этой схеме выступают структуры, близкие к “Привату”, которые перерабатывают дешевую украинскую нефть на “Укртатнафте” и впоследствии через цепочку посредников продают нефтепродукты по рыночным ценам… той же “Укрнафте” для реализации через ее розничную сеть. Вторая часть топлива продается через собственные АЗС “Привата”. Топлива много, чтобы торговля шла веселее, цены в этой сети минимальные. Фактически же они дотируются за счет недополученной государством прибыли “Укрнафты” и недополученных налоговых поступлений из-за заниженных цен на украинскую нефть.
Дешевое топливо на АЗС “Привата” продается хорошо, но его уже не хватает, ведь объемы добычи “Укрнафты” из-за многолетнего недофинансирования в наращивание ресурсной базы неумолимо падают. 15%-ных скидок на импортное сырье для переработки на “Укртатнафте” никто не дает, поэтому нужны другие “месторождения”. Есть уверенность в том, что здесь поможет новый замминистра Диденко. Речь о проекте выкачки технологической нефти из системы нефтепроводов госкомпании “Укртранснафта”. В апреле глава компании Александр Лазорко обратился в Минэнергоугольпром за разрешением освободить нефтепроводы от 1,35 млн. т технологической нефти для переработки на “Укртатнафте”. Балансовая стоимость нефти в системе – $10-30/барр., рыночная – более $100.
Почуяв неладное, Юрий Продан заявил, что проект нуждается в изучении. Против использования по сути стратегического резерва страны высказался и Арсений Яценюк. После этого в прайм-тайме одного из ведущих телеканалов стали один за другим выходить сюжеты о том, что с Юга нефть пытается выкачать и переработать на своем Херсонском НПЗ Игорь Еремеев, а на Востоке сверлить трубы начали террористы из Славянска. Сюжеты сюжетами, а в реальной жизни Херсонский НПЗ стоит уже 9 лет, а нефть по факту закачали на работающий Кременчугский НПЗ. И вот еще что непонятно. Почему нужно было выкачивать нефть ночью, когда сотрудников “Укртранснафты” с поличным застала милиция в херсонской степи? По последним данным, на “Укртатнафту” по состоянию на середину мая были закачаны 225 тыс. т нефти. Перерабатывать ее пока не решаются, необходимо “прикрыться” решением правительства. Работа идет. Уже вроде как не против проекта “Укртранснафты” заместитель главы “Нафтогаза Украины” Александр Тодийчук, есть соответствующее письмо… Не вызывает сомнений, что вскоре свое слово скажет и Диденко.
Можно предвидеть, что отбор нефтепродуктов из этой нефти будет невелик, а номенклатура продукции победнее, да и нефти не так много, как ожидалось. Но надо действовать быстро, на горизонте новый президент и новая ротация в министерствах и ведомствах. (Зеркало недели/ Химия Украины и мира)