Биоэтанол – экологичная альтернатива бензину – может попасть в ведение Росалкогольрегулирования. Федеральная служба, контролирующая производство, реализацию и потребление алкогольной и спиртсодержащей продукции, готовит проект поправок в ФЗ №171, которые введут понятие “биоэтанол”, а также определят стандарты производства, учета, хранения, транспортировки и реализации данной продукции.
Согласно постановлению правительства, ответственными ведомствами за создание нормативной базы по биоэтанолу помимо Росалкогольрегулирования являются Минэкономразвития, Минэнерго, Минпромторг, Минфин и Федеральная таможенная служба (ФТС). Но главным разработчиком стандартов для отрасли стала служба по контролю за алкоголем.
В июле 2013 г. правительством был утвержден план “Развитие биотехнологий и генной инженерии”, в котором предусматривался анализ имеющихся на территории страны невостребованных мощностей по производству этилового спирта, которые могут быть перепрофилированы на выпуск биоэтанола. Анализ также провели эксперты Росалкогольрегулирования. «Мощности по производству этилового спирта были оценены нашими экспертами. Был установлен ряд предприятий, которые могут быть перепрофилированы для производства биоэтанола. Отчет направлен в правительство и Минэкономразвития», – сообщили в пресс-службе Росалкогольрегулирования. В ведомстве отказались раскрыть информацию о количестве таких предприятий, сославшись на ее служебный характер.
На сегодня в России только одно предприятие производит биоэтанол. Это ООО “Миранда” во Владикавказе (на 100% принадлежит бизнесмену Алихану Багаеву, ранее возглавлявшему госспиртзавод “Изумруд”). Завод открылся в 2012 г. и производит около 200 тыс. т экотоплива в сутки.
«Мы согласны работать под контролем любого ведомства. Но при существующих условиях мы ни под Минэнерго, ни под Росалкогольрегулированием не сможем продавать свой продукт в России», – говорит технический директор ООО “Миранда” Казбек Льянов. По его словам, пока в законе не определен статус биотоплива, его расценивают как спирт. Для реализации биоэтанола в России предприятие должно выплачивать акцизный сбор по 200 руб./л. Места продаж биотоплива, как говорит Льянов, а это обычные бензоколонки, должны иметь лицензию на торговлю крепким алкоголем. К тому же на реализацию биоэтанола распространяются все ограничения, которые есть для алкогольной и спиртсодержащей продукции. А это и запрет на продажу лицам моложе 18 лет, и ограничения по времени реализации. Льянов опасается, что при законном контроле за производителями биоэтанола со стороны Росалкогольрегулирования все эти ограничения сохранятся. «Мы были вынуждены искать рынки сбыта в других странах и сейчас 95% продаем за рубеж. Создается впечатление, что в России биотопливо не нужно. Зато Турции, Китаю, Европе этот продукт необходим», – считает Льянов.
Несмотря на то, что на предприятии ведутся разработки и по созданию автомобильного экологически чистого биодизеля, руководство завода имеет и свой план перепрофилирования на случай, если жесткие требования по налогам и сбыту сохранятся. Предприятие готово перейти на глубокую переработку зерна и получение глютена и крахмала для пищевой промышленности. «Как можно регулировать топливо как алкоголь? Биоэтанол невозможно пить, там помимо денатурированных единиц есть битрекс – наверное, самое горькое вещество на земле. Это то же самое, что подчинить производителей бензина Минздраву», – говорит Льянов.
Но он также отмечает, что Минэнерго рынок биотоплива неинтересен, пока есть высокодоходные энергоресурсы, такие как нефть и газ.
С Льяновым согласны и аналитики, отмечающие очень слабое развитие рынка биотоплива, прежде всего из-за налогового приравнивания экотоплива к алкоголю и зависимости от нефти. «Учитывая высокий фактор зависимости отечественного топливного рынка от нефтяной отрасли, развитие рынка биотоплива до сих пор находится в зачаточном состоянии. Доля России на мировом рынке биотехнологий составляет около 0,1%, т. е. фактически данное направление развивать в стране дорого и нецелесообразно. Тем не менее, потребности промышленности в таких ресурсах значительны – более 80% биотехнологической продукции Россия импортирует и несет значительные издержки», – объясняет партнер практики “Инфраструктура” консалтинговой группы “НЭО Центр” Инна Карпова. Как отмечает Карпова, в странах Евросоюза производители “зеленого топлива” освобождены от налогов. А льготы производителям в США позволяют выпускать 30 млн. т биотоплива в год – это почти сравнимо с объемом потребления бензина в России.
Источник в правительстве сообщил, что возможности отменить акцизные сборы для продажи биотоплива рассматривает Минфин. Соответствующие поправки в главу 22 Налогового кодекса должны быть подготовлены к внесению в начале 2015 г. (Известия/Химия Украины и мира)