“Роснефти” будет непросто загрузить Дальневосточный центр судостроения (ДЦСС) заказами российских нефтегазовых компаний. Большая часть заказов для “Ямала СПГ” уже отдана южнокорейской DSME, а “Газпрому” пока нужны лишь три газовоза. В результате ДЦСС придется в первую очередь рассчитывать на заказы самой “Роснефти” и на передачу центру до 70% работ по газовозам от DSME. В отрасли полагают, что ДЦСС, вероятнее всего, получит часть работ по 6 газовозам, входящим в заказ “Совкомфлота”.
Как стало известно, ДЦСС может не получить всего объема заказов, на которые рассчитывает основной участник консорциума инвесторов центра “Роснефть” (участниками должны стать, кроме Газпромбанка и ОСК, «НОВАТЭК», “Газпром” и “Совкомфлот”). На президентской комиссии по ТЭКу 4 июня глава “Роснефти” Игорь Сечин говорил, что строящаяся верфь “Звезда”, ключевой актив ДЦСС, рассчитывает на участие в строительстве 16 газовозов для проекта «НОВАТЭКа» “Ямал СПГ”, 13 газовозов “в интересах “Газпрома”” и “шести танкеров для “Газпром нефти””.
По словам источников, знакомых с ситуацией, решение о распределении газовозов для “Ямала СПГ” было принято еще весной. Шесть судов закажет “Совкомфлот”, шесть – канадская Teekay в партнерстве с китайской CLNG, четыре – японская Mitsui OSK Lines при участии китайской CSLNG. По условиям соглашения, строиться они будут на верфях южнокорейской DSME, компания зарезервировала слоты под них. Впрочем, контракты на строительство (кроме одного) пока не подписаны из-за согласования документации. Собеседники уточняют, что газовозы должны быть сданы “Ямалу СПГ” в 2017-2020 гг., а первое строящееся по заказу “Совкомфлота” судно – в 2016 г. Строительство “Звезды” планируется завершить к 2018 г. В “Совкомфлоте” отказались от комментариев.
Собеседники говорят, что на сегодняшний день привлечение всего этого объема заказов на верфь выглядит малореалистичным и без учета газовозов для “Ямала СПГ”. Дело в том, что заказ “Газпрома” на 13 газовозов пока “лишь в планах”. “Объемы рассчитывались исходя из освоения Штокмановского месторождения, но после его заморозки они скорректированы”, – говорит один из собеседников. Пока, по данным источников, структура “Газпрома” Gazprom Global LNG планирует разместить заказ лишь на 3 газовоза серии Gaz Ice, которые “будут использоваться без привязки к конкретным проектам освоения месторождений”. Прием заявок на тендер планируется открыть 1 июля, на него рассчитывает выйти “Совкомфлот” наряду с другими крупными мировыми игроками. Источники добавляют, что ясности по тендеру “Газпром нефти” на 6 танкеров пока нет. Основным заказчиком шельфовой техники на “Звезде” должна стать “Роснефть”, но она еще не начала размещать заказы. В “Роснефти” от комментариев отказались, в GM&T (материнская компания Gazprom Global LNG) не ответили на запрос.
Источники уточняют, что в контракте с DSME изначально была предусмотрена передача технологий на строительство газовозов и обучение российских специалистов. “Теперь с учетом значимости локализации производства в России и масштабных планов по развитию ДЦСС правительство рассматривает вариант, при котором обязательным условием исполнения шельфовых заказов будет формирование 70% его добавленной стоимости в России”, – говорит один из собеседников. По его словам, таким требованием “может быть дополнено соглашение о строительстве техники для российских шельфовых месторождений”. Это может быть производство секций и ключевых узлов судов в России, их достройка на отечественных верфях. “Обязать иностранцев соблюдать такие требования будет сложно, но ввести их применительно к российским игрокам реально”,- считает он.
Переговоры о глубокой кооперации ведутся и с DSME: она обсуждалась 16 июня на встрече Игоря Сечина с президентом южнокорейской компании Ко Чжэ Хо. Собеседники подчеркивают, что после согласия «НОВАТЭКа» и “Газпрома” войти в консорциум инвесторов ДЦСС добиться кооперации с российскими верфями будет проще. По словам источников, с учетом того, что “Звезда” будет достроена только к 2018 г., участие в кооперации могут принять другие верфи ОСК. В корпорации сообщили, что “полностью готовы принять участие в строительстве всего объема шельфовых заказов” и “надеются на скорейшее окончательное формирование портфеля их заказчиками”. Но источники в отрасли отмечают, что “без еще не построенной “Звезды” в России нет доков, где можно было бы строить все необходимые типы судов”. (Rcc/Химия Украины и мира)